Европейская живопись / Итальянская живопись

Стефано ди Джованни иль Сассета

1392 - 1450




Святые помещены, как статуи в нишу, каждый в свое обрамление. Декоративный золотой фон служит для передачи абстрактного пространства, в сиянии которого как бы пребывают духовно преображенные смертью мученики. О том, что это действительно мученики, свидетельствуют пальмовые ветви и железная решетка - орудие пытки - в руках св. Лаврентия. Одежды и книги указывают на то, что это дьяконы. Образы святых Стефана и Лаврентия сохранялись в искусстве на протяжении многих веков, у Сассеты их лица не несут на себе ни следов перенесенных юношами страданий, ни проявленного ими мужества, художник стремится к другой цели. Взлет тонких бровей, неопределенная направленность взгляда, изящный рисунок полудетского рта придают им безмятежную просветленность, а удлиненные пропорции фигур - какую-то неземную воздушность. Композиционно, линейными очертаниями и красками, они дополняют друг друга: на Стефане одежда красная с черным узором, на Лаврентии - черная с красным, в руках красная и зеленая книги. Душевная гармония святых выражена высокой художественной формой. Святые, созданные Сассетой, не требуют преклонения, они никому и ничем не угрожают, они, согласно традиции, должны умилять своей человечностью.

Святой Лаврентий и святой Стефан (Дерево, темпера. Обе по 0,76X0,25)

Стефано ди Джованни иль Сассета. Святой Лаврентий и святой Стефан

Другие материалы по теме Европейская живопись / Итальянская живопись



Источники:
Альбом «Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина». – «Изобразительное искусство». Москва. 1971. Автор-составитель А.Н. Замятина.