Шишкин Иван Иванович

Шишкин Иван Иванович (1832-1898)

Известный художник-пейзажист. Учился в МУЖВЗ и Академии художеств. В качестве пенсионера жил в Швейцарии и Германии. Один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Профессор Академии художеств. Увлекался офортом – техникой глубокой печати. Возглавлял пейзажную мастерскую Высшего художественного училища при Академии художеств. Просмотреть картины Шишкина

Биография и творческая деятельность

Иван Иванович Шишкин родился 25 января 1832 года в семье купца в городке Елабуга, расположенном на берегу Камы. Отец мальчика, Иван Васильевич, интересовался наукой, историей, археологией. В 1844 году мальчик был отдан в Казанскую гимназию, но уклад гимназии препятствовал его творческим устремлениям, и он после летних каникул 1848 года решил в гимназию не возвращаться. Иван Васильевич поощрял тягу сына к живописи и согласился на отъезд будущего художника в Москву. Таким образом, в 1852 году Шишкин поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где проучился до января 1856 года.

В МУЖВЗ молодой художник увлекся пейзажем: в период обучения Шишкин постоянно рисовал в подмосковном лесу в Сокольниках. Он с огромным интересом изучал форму растений, проникал в анатомию природы. В Училище Шишкин познакомился с выдающимися русскими художниками В.Г Перовым, И.М Прянишниковым, В.Е. Маковским и В. Серовым – будущими передвижниками.

В 1856 году, окончив Училище, художник едет в Петербург и поступает в Академию художеств, чтобы дальше совершенствовать свое мастерство. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С.М. Воробьев. Иван Иванович выделялся среди учеников блестящими способностями, и уже через три месяца после поступления живописец обратил на себя внимание пейзажными рисунками. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Местность Кукко», которое демонстрировалось на выставке в Академии в 1860 году, была удостоена Большой золотой медали.

Удостоившись золотой медали, Шишкин получил право на поездку за границу в качестве пенсионера. В течение трех лет он жил в Швейцарии и Германии. В 1865 году художника за картину «Вид в окрестности Дюссельдорфа» избирают в академики.

Лето 1866 года живописец проводит в Москве и работает в Братцеве. А в 1867 году Шишкин отправляется на остров Валаам, результатом посещения которого стала серия картин. В том же году художник пишет картину «Рубка леса», с которой в творчестве Шишкина стала главной тема русского леса. Летом следующего года Шишкин получает благословение отца на венчание со своей кузиной Евгенией Александровной Васильевой.

В сентябре 1868 года художник представил в Академию художеств две картины, за которые он был удостоен ордена. Летом 1869 года Шишкин готовится к выставке в Академии художеств. Художник пишет несколько картин, среди которых выделяется произведение «Полдень. В окрестностях Москвы».

В начале 1872 года на конкурсе, организованном Обществом поощрения художеств в Петербурге, Шишкин представил произведение «Мачтовый лес в Вятской губернии». Это полотно было приобретено Третьяковым для его картинной галереи.

Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, Шишкин принимал участие в выставках Товарищества передвижников начиная с первой передвижной выставки, прошедшей в 1873 году и в течение последующих 25 лет. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение нескольких лет была тесно связана с идейным вдохновителем Товарищества передвижников И.Н. Крамским. Художники практически каждое лето из года в год селились вместе среди природы средней полосы России.

За полотно «Лесная глушь», написанное в 1872 году, Шишкин наконец получает звание профессора Академии художеств.

В апреле 1874 года умирает первая жена художника Евгения Александровна, а затем — маленький сын. Поддавшись тяжелым личным переживаниям, живописец на некоторое время бросил творческую деятельность и уехал в деревню, где пристрастился к алкоголю. Но все же через некоторое время Шишкин смог вернуться к жизни, и уже в 1875 году на 4-й Передвижной выставке художник выставил ряд картин, наибольший успех из которых имело произведение «Родник в сосновом лесу».

Вскоре художник женился во второй раз. Избранницей Шишкина стала его ученица — девушка по имени Лагода талантливая жудожница, во многом перенявшая методы своего учителя. Однако через некоторое время Шишкин опять остался вдовцом. Его вторая жена умерла в возрасте тридцати одного года, оставив ему двух дочерей.

В 1870-х годах художник увлекается офортом - техникой глубокой печати, которая позволяла свободно рисовать без каких-либо физических усилий. Этот метод стал для Шишкина самостоятельной и важной областью творчества.

В течение всей жизни живописец периодически посещает свою малую родину — Елабугу. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. В 1880-е годы художник создает много пейзажей, в сюжетах которых обращается к теме русской природы. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Особо стоит отметить этюды Шишкина, выполненные на пленэре, среди которых «Уголок заросшего сада. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890).

Наибольшую известность среди всех картин Шишкина получило произведение «Утро в сосновом лесу», написанное в 1889 году. Идею этой картины Шишкину подсказал его соратник по Товариществу передвижников К.А. Савицкий, который также нарисовал медведей. Эта картина для многих русских людей стала символом родины, безмятежного детства, наполненного ожиданием чудесного.

В 1894-95 годах Шишкин возглавлял пейзажную мастерскую Высшего художественного училища при Академии художеств.

Достойным завершением богатого творческого пути Шишкина стало произведение «Корабельная роща», написанное в 1898 году. Это самая крупная в творчестве Шишкина картина является последним, завершающим образом в созданной им галерее, символизирующей великолепие русской природы.

Художник умер 8 марта 1898 года. В свои 66 лет он находился в полном расцвете творческих сил. В его мастерской стояла только что начатая картина «Лесное царство».



Еще о Шишкине: Творчество Ивана Ивановича Шишкина


Картины Шишкина