Европейская живопись / Нидерландская живопись

Робер Кампен

1378/9 - 1444




Нидерландский художник Робер Кампен, который в более ранних исследованиях назывался обычно «Мастер из Флемаля», был старшим современником и непосредственным предшественником Яна ван Эйка. Хотя его работы более архаичны и примитивны, чем творчество ван Эйка, они уже говорят о решительном отходе Кампена от условностей стиля так называемой «интернациональной готики». Его «Мадонна с младенцем перед экраном», написанная около 1430 года, показывает нам монументальную фигуру сидящей мадонны в окружении вполне реального жилого интерьера. Поза мадонны, облокотившейся на столик и собирающейся кормить грудью младенца, далека от канонической торжественности алтарных образов и лишена утонченного изящества мастеров поздней готики. Однако Кампен придает ей своеобразное величие, подчеркивая мощные формы, весомость и объемность фигуры и обильных складок ее тяжелой одежды. Стремясь к наибольшей вещественности и наглядности в передаче отдельных предметов, художник еще не умеет показать их взаимосвязь, слить их с окружающим пространством. От этого все вещи и фигуры в картине выглядят разобщенными, а пространство комнаты не ощущается еще в его реальной протяженности, но общая конкретность и материальность мировосприятия, свойственные мастеру, становятся важной основой для дальнейших успехов реализма в нидерландской живописи. Картина поступила в галерею в 1910 году.

Мадонна с младенцем перед экраном (Дерево. 0,635х0,49)

Робер Кампен. Мадонна с младенцем перед экраном

Другие материалы по теме Европейская живопись / Нидерландская живопись



Источники:
Альбом «Национальная галерея. Лондон». – «Изобразительное искусство». Москва. 1971. Автор текста и составитель альбома И. Кузнецова.