Рябушкин Андрей Петрович

Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904)

Учился в МУЖВЗ, затем в Петербургской Академии художеств. В его творчестве тесно переплетаются жанровая и историческая живопись. Также рисовал работы на заказ, иллюстрации для различных изданий. Путешествовал по городам Древней Руси, где изучал в музеях старинные предметы быта, костюмы, оружие, а также летописи. Просмотреть картины Рябушкина

Биография и творческая деятельность

Родился Андрей Петрович Рябушкин 17 (29) октября 1861 года в селе Станичная слобода Тамбовской губернии в семье крестьянина-иконописца. Способность к живописи у Рябушкина проявились в раннем детстве. Его отец и старший брат занимались иконописью, и он помогал им в работе. В возрасте четырнадцати лет мальчик остался сиротой. Однако в жизнь будущего художника вмешался счастливый случай: его способности заметил студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А.Х. Преображенский, гостивший в селе в 1875 году. Он увез юношу в Москву и устроил его в училище. Его преподавателем в МУЖВЗ у Рябушкина был В.Г. Перов.

В 1882 году после смерти своего учителя Рябушкин оставляет учебу в МУЖВЗ и уезжает в Петербург, поступает в Академию Художеств, где раскрыл себя как индивидуального, смелого художника. Во время учебы в Академии его произведения неизменно отмечались высокими наградами, однако за свою дипломную работу - картину «Снятие с креста», написанную в 1890 году, Рябушкин так и не получил большой золотой медали. Причиной тому стало то, что художник проявил свою индивидуальность и отступил от утвержденного первоначально Советом Академии эскиза. Расстроенный художник, поддавшись эмоциям, собирался разрезать огромный холст на части для других картин, но его картину купил П.М. Третьяков. Президент Академии Художеств Великий князь Владимир Александрович предоставил Рябушкину из личных средств сумму, необходимую на заграничную поездку сроком на два года.

В 1890-х годах Рябушкин поселяется в имении Приволье у своего друга И.Ф. Тюменева, недалеко от Петербурга. Здесь в построенном специально для него доме с живописной мастерской в 1891 году он пишет два варианта жанровой картины «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» и в 1892 году историческую композицию «Потешные в кружале». Эти полотна были представлены на выставках товарищества передвижников.

Однако следующее произведение Рябушкина, яркая, красочная картина «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате», написанная в 1893 году, на выставке передвижников представлена не была. Товарищество посчитало ее слишком непривычной: в картине не было действия (весь сюжет заключается в бездействии – «думании о государственных делах»), предметы обстановки важнее заснувших от скуки людей (расписные стены и потолки, богатые парчовые одежды, украшенный драгоценными камнями трон).

Художник рисовал работы на заказ, иллюстрации для различных изданий, эскизы для предполагавшейся росписи новгородского Софийского собора. Рябушкин увлекается литературой по истории Руси, летописью, народными сказаниями. Художник отправляется в путешествие по городам Древней Руси: он посещает Новгород, Киев, Тулу, Рязань, Орел, Ярославль, Углич, Ростов, Нижний Новгород, Кострому, объезжает Москву и Подмосковье. Во время своего путешествия Рябушкин с увлечением изучает в музеях старинные предметы быта, костюмы, оружие. В своем творчестве художник обращается к исторической тематике. Среди произведений данного периода следует отметить картины «Московская улица XVII века в праздничный день», написанную в 1895 году, «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)», написанную в 1901 году.

В 1895 г. художник показывает большое полотно «Московская улица XVII века в праздничный день». На этой картине среди старинной архитектуры, бредут по колено в грязи мужчины и женщины, наряженные в старинные костюмы, На лицах этих людей печать житейских проблем. Стоит обычный холодный осенний день. Здесь показано противопоставление нищеты одних и бездушного эгоизма других.

В картине «Русские женщины XVII века в церкви», написанной в 1899 году, Рябушкин показывает внешнюю красоту старинного быта. Здесь необыкновенно красивое цветовое соединение ярких узорчатых тканей сочетается с великолепной росписью стен церкви, с узорами витражей.

Картины «Московская улица XVII века в праздничный день», «Русские женщины XVII века в церкви» и «Семья купца в XVII веке», написанная в 1896 году получили почетный отзыв на Всемирной художественной выставке, проходившей в Париже в 1900 году. После этого Рябушкин приобретает большую известность: его высоко ценят И.Е. Репин и В.Д. Поленов.

Из поздних работ художника следует выделить картину «Втерся парень в хоровод, ну старуха охать», написанную в 1902 году, а также картину «Чаепитие», написанную в 1903 году, где члены одной семьи навсегда разделены друг от друга завистью и денежными интересами.

Умер Андрей Петрович Рябушкин 27 апреля (10 мая) 1904 года в возрасте сорока трех лет от туберкулеза в имении родственника Тюменева - В.В. Беляева, где художник прожил последние годы жизни.



Еще о Рябушкине: Исторические картины Андрея Петровича Рябушкина


Картины Рябушкина