Рерих Николай Константинович

Рерих Николай Константинович (1874-1947)

Принадлежит к древнему датско-норвежскому роду. Окончил Юридический факультет Петербургского университета, учился в Академии художеств. Изучал древние русские летописи и книги. Много путешествовал по древнерусским городам, побывал в Азии. Проявил себя как талантливый график. Академик. Создал свой собственный неповторимый стиль в живописи. Просмотреть картины Рериха

Биография и творческая деятельность

Русский советский художник Николай Константинович Рерих родился 27 сентября 1874 года в Петербурге. Предки живописца принадлежали к древнему датско-норвежскому роду и перебрались в Россию в первой половине XVIII века. Отец Николая, Константин Федорович, держал нотариальную контору, был образованным человеком. В его дом часто приходили известные в то время ученые.

Еще в детстве Николай увлекся чтением книг на историческую тему, любил слушать старинные легенды, мечтал стать путешественником. У будущего художника возникает интерес ко всему, что имеет отношение к Древней Руси. В обучаясь в гимназии, Рерих участвовал в раскопках курганов под руководством археолога Л.К. Ивановского, нередко играл в школьных пьесах, увлекался народными песнями. В это же время у мальчика проявляется способность к живописи. Но отец полагая, что для Николая лучше подойдет юридическая карьера, не обратил внимание на советы известного скульптора и графика М.О. Микешина, у которого юноша в 1891-1893 годах брал уроки рисования.

В 1893 году Рерих поступает учиться сразу в два учебных заведения: в Петербургский университет на юридический факультет и в Академию художеств. В летние месяцы Николай участвовал в раскопках как член Русского археологического общества. В 1895 году молодой человек знакомится с В.В. Стасовым, который заведовал художественным отделом в Публичной библиотеке, начинает с интересом изучать древние летописи и книги.

В 1896 году Рерих заканчивает юридический факультет Петербургского университета. В Акакдемии же художник проучился еще год, после чего в 1897 году покинул ее ряды в знак протеста против увольнения любимого учителя - А.И. Куинджи, который сыграл большую роль в формировании таланта Рериха. Под его руководством Рерих работал над пейзажами с натуры, создал первые исторические композиции. Из работ художника этого периода следует отметить серию картин на темы жизни древних славян, получившей название «Начало Руси. Славяне», среди которых «Гонец. Восстал род на род» (1897), «Сходятся старцы» (1899), «Поход» (1899). Картину «Гонец. Восстал род на род» приобрел П. Третьяков для своей коллекции. Этими работами Рерих обратил на себя внимание С. Дягилева, который пригласил художника участвовать в выставке нового художественного объединеиия «Мир искусства».

Помимо занятий живописью, Рерих читал лекции в Петербургском археологическом институте, опубликовал ряд трудов по археологии Петербургской губернии. С 1894 года много ездил по России, изучая памятники искусства России. В 1899 году предпринял путешествие по древнему водному пути «из варяг в греки». В этом же году художник познакомился с правнучкой М.И. Кутузова - Еленой Шапошниковой, с которой они поженились в 1901 году.

В 1900 - 1901 годы Рерих проводит во Франции, занимаясь в парижской мастерской Фернана Кормона. Здесь художник создает две картины - «Идолы» и «Заморские гости». В этот период он знакомится с творчеством Пюви де Шаванна, оказавшего на него впоследствии огромное влияние.

Летом 1901 года Рерих вернулся в Россию. Художник создает несколько полотен, среди которых «Зловещие» (вар. 1901-1902), «Озеро», «Лес», «Сосны», «Город строят» (все 1902). Картина «Город строят» имела большой успех на выставке 1902 года в Москве, и была приобретена Третьяковым для своей галереи.

В 1901 году Николай Константинович был избран секретарем Общества поощрения художеств, при котором в 1906 - 16 годах он возглавлял рисовальную школу.

Рерих много путешествовал. Вместе с женой художник совершил поездку по древнерусским городам - Ярославлю, Костроме, Владимиру, Суздалю, Москве, Смоленску и многим другим. Результатом стали свыше ста архитектурных этюдов, оказавшихся, к сожалению, за океаном. Наиболее известные из них - «Ростов Великий» (1903), «Псковский погост» (1904).

Рерих проявил себя как талантливый график. В 1905 году он создал ряд рисунков, среди которых «Царь», «Яблоня», «Облака», многочисленных иллюстраций к произведениям М. Метерлинка. Также художник работал над мозаиками, панно, фресками, создавал эскизы для многих театральных постановок.

Среди известных картин на славянскую тему - «Строят храм» (1904), «Александр Невский поражает Ярла Биргера» (1904), «Славяне на Днепре» (1905), «Бой» (1906). С 1906 года Николай Константинович работает над серией картин о человеческой предыстории - «Каменный век» (1910), «Поморяне. Утро» (1906), «Человечьи праотцы» (1911). С возрастом художник все глубже увлекается индийской философией. Ее влияние сказалось на литературных трудах Рериха и на ряде его художественных произведений.

В 1909 году Рериха избирают академиком Российской Академии художеств. Его полотна приобретают Русский музей, Лувр, Римский национальный музей, Люксембургский музей. Работы художника экспонируются в России - в «Салоне» (1909), «Союзе русских художников» (1910), «Мире искусства» (1911, 1913, 1915), а также в крупнейших городах Европы - в Венеции, Париже, Лондоне, Брюсселе, Риме, Мальмэ.

В 1912 году художник начинает серию символических произведений - «Меч мужества» (1912), «Крикзмия» (1913), «Зарево» (1913), «Дела человеческие» (1913), «Вестник» (1913), «Град обреченный» (1914), в которых он не отступает от твердых реалистических позиций, выражая свои идеи языком вполне понятных форм и образов. В 1910 - 1919 годах Николай Константинович был председателем объединения «Мир искусства».

В 1916 году, в связи с ухудшением здоровья Рерих с семьей переезжает из Петрограда в Карелию, территория которой в 1918 году оказалась отрезанной от России. В 1918 - 1919 годы живописец проживает в Выборге. Выставки его работ проходят в Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании, Англии. В 1920 - 1923 годах Рерих экспонирует свои работы во многих городах Америки. В 1921 году в Чикаго создается союз художников «Cor Ardens», вслед за ним - Институт объединенных искусств в Нью-Йорке, а в 1922-м - международный художественный центр «Corona Mundi». Эти организации во многом обязаны своим существованием Рериху. 17 ноября 1923 года в Нью-Йорке открылся Музей имени Н. Рериха, основу которого составили триста пятнадцать произведений художника.

В 1926 году художник путешествует по Азии: он посещает пустыню Гоби, Цайдам, Тибет. В экспедиции был собран богатейший этнографический, лингвистический, археологический и искусствоведческий материал. Кроме того, за время путешествия было написано пятьсот картин и этюдов, а также выполнено множество зарисовок.

С 1930 года, после непродолжительной поездки в Америку, Рерих с семьей поселяется в Индии, в долине Кулу. Сюда к художнику приезжают видные писатели, государственные деятели Индии - Мохатмас Ганди, Джавахарлал Неру, поэт и мыслитель Рабиндранат Тагор. Произведения, написанные в Индии, разнообразны. Много внимания Рерих уделял изучению буддизма и других мировых религий. Его религиозно-философские воззрения воплотились и в творчестве - в живописном цикле «Учители Востока» (1930-е). В своих работах Рерих создает образы тех, коих считал проповедниками вечных норм нравственности, - Магомета, Будды, Христа, философов Конфуция, Лao-Цзы и др. К этой серии близки религиозные картины - «Сострадание», «Мадонна труда». Особое место занимает полотно «Явление срока». Индийцы называли Рериха почетным именем «гуру» - «учитель».

В годы Великой Отечественной войны Николай Константинович пишет полотна «Князь Игорь» (1941), «Александр Невский» (1941), «Единоборство Мстислава с Редедей», «Партизаны» (1942), «Борис и Глеб», «Настасья Микулична» (1943). В1941-1944 годах художник устраивает в городах Индии выставки своих картин, доходы от которых он направляет в фонд советского Красного Креста и на нужды Красной Армии.

Рерих вел большую общественную работу. Одним из самых значительных начинаний живописца был знаменитый «Пакт Рериха» - договор, по которому наиболее ценные памятники искусства и культуры должны оставаться неприкосновенными в годы войны. Впоследствии была принята Международная конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, подписанная в 1954 году в Гааге и ратифицированная тридцатью девятью странами.

13 декабря 1947 года Николай Константинович Рерих умер от тяжелой болезни сердца.


Картины Рериха