Прянишников Илларион Михайлович

Прянишников Илларион Михайлович (1840-1894)

Известен как художник-жанрист. Учился в МУЖВЗ, где позднее преподавал. Ездил на русский север, в Архангельскую и Вологодскую губернии, для зарисовок с натуры. Принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве. Член Товарищества передвижных художественных выставок. Обращался к исторической теме. Просмотреть картины Прянишникова

Биография и творческая деятельность

Русский художник Илларион Михайлович Прянишников родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимашово в Калужской губернии. Его отец был купцом. В 1856 году Прянишников поступает в МУЖВЗ, где преподавателем у него становится С.К. Зарянко, который был известен тем, что ориентировал своих учеников на тщательное и строгое изучение натуры, но в то же время меньше уделял внимание ее образному обобщению. Старательно перенимая учение своего наставника, Прянишников многое открывает для себя самостоятельно, формируя свое новое, реалистическое мировоззрение в искусстве. Заканчивает обучение художник в 1865 году.

Самые известные произведения Прянишникова первой половины 1860-х годов – «Мальчик-коробейник» и «Чтение письма в мелочной лавке». В этих картинах ярко проявились характерная особенность таланта художника: способность к социально-психологическому анализу. Также стоит отметить картину, написанную Прянишниковым в последний год обучения в МУЖВЗ и принесшую художнику известность – «Шутники. Гостиный двор в Москве». В данном произведении раскрыта тема унижения человека, бездушия и жестокости, морального уродства и самодовольного хамства. На картине изображена компания подгулявших толстосумов, с насмешкой заставляющих танцевать под гармошку пожилого человека. Произведение вызвало недовольство многих критиков, приверженцев официального академического искусства, которые посчитали, что молодой художник открыто выступил против "высокого" предназначения живописи выражать вечные идеалы.

В 1870-х годах в творчестве Прянишникова можно выделить произведение «Погорельцы», написанное в 1871 году, и «Порожняки», написанное в 1872 году. Эти картины были выставлены на Первой передвижной выставке и были очень высоко оценены критикой. Эти произведения, как и все картины Прянишникова 1870-х годов, в отличие от ранних, характеризовались большей композиционной целостностью и цветовой насыщенностью. Пейзаж в них выступает не только как фон, а превращается в среду, гармонично сочетающуюся с построенными автором художественными образами и сценами.

Из произведений исторической тематики была высоко оценена критикой и получила широкую известность картина «Эпизод из войны 1812 года», написанная в 1874 году. На ней изображены одетые в лохмотья партизаны из крестьян, ведущие по заснеженной дороге пленных французов. Именно крестьяне, а не армия, в этой очень выразительной картине показаны главными творцами героической победы над Наполеоном, а Отечественную война 1812 года изображена как народная. В 1871 году вместе с известным художником В.Е. Маковским создал альбом «Эпизоды из севастопольской жизни 1854–1855 года», посвященный обороне Севастополя.

В 1880-90-х годах Прянишников работал над масштабными произведениями, изображавшими многоликую народную массу. В этих полотнах он объединил в общее действие различные типы и характеры русской деревни: «Спасов день на Севере» (1887), «Общий жертвенный котел в престольный праздник» (1890-е). Также в творчестве художника появлялись «мрачные» по настроению произведения, среди которых можно отметить «В мастерской художника», написанное в 1890 году, и «В провинции», написанное в 1893 году.

Прянишников был одним из талантливейших художников-жанристов XIX века, показал в своем творчестве основные тенденции развития реалистической живописи, стал ярким представителем поколения передвижников. Художник жил преимущественно в Москве, но ездил на Русский Север, в Архангельскую и Вологодскую губернии, для зарисовок с натуры. Принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве.

Прянишников участвовал в Товариществе передвижных художественных выставок со дня его основания, а со второй передвижной выставки стал членом правления Товарищества. Преподавал в МУЖВЗ с 1873 по 1894 годы; у него учились многие впоследствии известные художники, среди которых С.В. Иванов, Н.А. Касаткин, К.А. Коровин, М.В. Нестеров.

В 1893 г. Прянишников стал действительным членом Академии Художеств, однако начать преподавание в Академии так и не успел. Последняя картина художника «Крестный ход» осталась незавершенной из-за смерти автора. Умер Прянишников в Москве 12 (24) марта 1894 года.


Картины Прянишникова