Европейская живопись / Итальянская живопись

Пьеро делла Франческа

1439 - 1492




Национальная галерея в Лондоне — единственный европейский музей за пределами Италии, который может похвалиться двумя капитальными произведениями такого замечательного мастера раннего Возрождения, как Пьеро делла Франческа. Ученик математика Пачолли, друг Брунеллески и Леона Баттисты Альберти, Пьеро делла Франческа с увлечением отдавался теоретическим проблемам, написав известный трактат «О живописной перспективе», предваряющий знаменитые работы Леонардо. Его творчество, покоящееся на знании и изучении природы, явилось, после Мазаччо, новым важным этапом в развитии реализма. Одним из первых произведений Пьеро делла Франческа было «Крещение Христа», выполненное им в 1445 году для церкви Иоанна Крестителя в его родном городе Борго Сан-Сеполькро. Очень ясная и простая по построению, эта композиция с небольшим числом фигур поражает своей монументальностью. Образы Христа, ангелов, Иоанна Крестителя, не отличаются красотой, но полны величавого спокойствия и внутренней силы. Художник трактует их с большой жизненной убедительностью, необычайной объемностью и геометрической четкостью пропорций. Светлые серебристые краски замечательно передают воздушную атмосферу и дневной солнечный свет, позволяя видеть в Пьеро делла Франческа «первого мастера пленера» в истории западноевропейской живописи и одного из лучших колористов эпохи Кваттроченто.

Крещение Христа (Дерево, темпера. 1,67x1,16)

Пьеро делла Франческа. Крещение Христа

Более идиллическое по своему настроению, чем торжественное «Крещение», «Рождество» Пьеро делла Франческа выдает интерес мастера к произведениям нидерландских художников, которые высоко ценились в Италии XV века. Это влияние северных живописцев сказывается прежде всего в особом чувстве интимности, пронизывающем всю сцену, в бытовом характере группы Иосифа с пастухами и многих деталях композиции. Прелестна хрупкая и серьезная мадонна, склонившая колени перед младенцем.

Удивительной жизненности и в то же время торжественности полна группа ангелов без крыльев и без нимбов, похожих на босоногих деревенских девушек, пришедших поздравить юную мать. Как и в «Крещении», вся сцена развертывается на фоне светлого пейзажа с далеким горизонтом, и человеческие фигуры предстают перед нами, как бы окутанные сияющей атмосферой солнечного дня.

Рождество (Дерево, масло. 1,245x1,23)

Пьеро делла Франческа. Рождество

Другие материалы по теме Европейская живопись / Итальянская живопись



Источники:
Альбом «Национальная галерея. Лондон». – «Изобразительное искусство». Москва. 1971. Автор текста и составитель альбома И. Кузнецова.