Европейская живопись / Фламандская живопись

Петер Пауль Рубенс

1577 - 1640




Сюжет вакханалий, то есть буйного веселья спутников бога Вакха, художники заимствовали из античной мифологии. Этот сюжет появился в европейской живописи начиная с эпохи Возрождения, но каждый художник подходил к нему по-разному. Рубенсу было присуще восхищение стихийными силами природы. Все персонажи этой картины опьянены радостью бытия: и неуклюжий Силен, и маленькие сатиры, сосущие дремлющую мать, и стремительная негритянка, и ленивая блондинка. Даже тигр участвует в веселье. Качается на ветвях седобородый сатир. Румяная сатиресса, изображенная слева, смотрит красивыми бессмысленными глазами. Упругие тела исполнены динамики, свойственной произведениям великого живописца барокко. Удивительно разнообразна передача материальности предметного мира: мягких волос, жесткой шерсти, гладкой кожи, твердых копыт и т. д. Богатство красочных переходов и манера наложения мазка от полупрозрачных лессировок до четких акцентирующих ударов кисти говорят о том, что картина целиком написана рукою Рубенса, без сотрудничества его учеников, которых он привлекал в больших декоративных работах.

Вакханалия (Холст, масло. 0,91х1,07)

Петер Пауль Рубенс. Вакханалия

Творчество фламандца Рубенса, одного из величайших европейских мастеров XVII века, всегда чрезвычайно высоко ценилось в Англии. В Национальной глерее Лондона хранится свыше двадцати полотен Рубенса и его мастерской, всесторонне представляющих творчество художника, с равным блеском проявившееся в религиозных и мифологических композициях, в портрете и в пейзаже. «Суд Париса» - одна из лучших работ мастера, принадлежащих галерее. Написанная в конце тридцатых годов, она показывает Рубенса в зените его творческих сил, во всем непревзойденном великолепии его колорита и виртуозного владения композицией.

Древний миф о трех спорящих между собой богинях раскрывается как апофеоз женской красоты, которую не устает воспевать великий живописец. Красоту, которую мастера Возрождения видели в гармоничности пропорциональных форм и в чистоте линий, Рубенс находит в самой человеческой плоти, пронизанной внутренним движением и дыханием жизни. Античные богини превращаются в цветущих, пышнотелых фламандок с золотистыми волосами и нежной, как лепестки цветов, розовой кожей.

Картина Национальной галереи, купленная в 1844 году, принадлежала когда-то кардиналу Ришелье, чрезвычайно высоко ценившему творчество Рубенса. Впоследствии она входила в собрание герцогов Орлеанских и в конце XVIII века была продана в Англию.

Суд Париса (Дерево, масло. 1,45х1,94)

Петер Пауль Рубенс. Суд Париса

Осенний пейзаж с видом на замок Стен был написан Рубенсом в 1635/6 годах. Художник изобразил здесь свое собственное поместье в окрестностях Мехельна, которое он купил вскоре после женитьбы на Елене Фоурман и где счастливо прожил последние годы своей жизни. Широкой панорамой раскинулся перед зрителем величественный пейзаж, озаренный лучами заходящего солнца. Слева, в глубине, за деревьями парка виден городской дом с башнями и высокими кровлями. Его обитатели медленно прогуливаются поблизости. По проселочной дороге, идущей мимо усадьбы, движется крестьянский воз, запряженный парой лошадей. На переднем плане охотник с собакой крадутся за дичью, скрываясь за выкорчеванным деревом. Все эти мирные картины повседневной человеческой жизни гармонически сочетаются с торжественной красотой и мощью природы, раскрывающихся нам в бесконечных просторах необъятной равнины справа, своими лугами и перелесками уводящей наш взор к далекому сияющему горизонту. В пейзажах Рубенса, относящихся в основном к последнему периоду его творчества, проявились наиболее глубокие и лирические стороны его гения. Чуждый какой бы то ни было театральности и барочного пафоса, свойственных более ранним композициям мастера, «Пейзаж с замком Стен» отличается проникновенным чувством природы и говорит о все большем сближении Рубенса с окружающей его реальной действительностью. Написанная целиком рукой самого мастера, без помощи его учеников, картина по своим живописным достоинствам принадлежит к прекраснейшим пейзажам Рубенса. До 1802 года она украшала собой палаццо Баальби в Генуе, затем перешла в собрание известного английского знатока и коллекционера сэра Джорджа Бомона, от которого и поступила в дар галерее сразу после ее основания.

Пейзаж с замком Стен (Дерево, масло. 1,37х2,34)

Петер Пауль Рубенс. Пейзаж с замком Стен

Под этим названием известен один из самых знаменитых и популярных портретов Рубенса, изображающий, по-видимому, Сусанну Фоурман, старшую сестру его второй жены. Она представлена художником на фоне яркого голубого неба в нарядном платье из черного бархата с малиновыми атласными рукавами и черной фетровой шляпке, украшенной страусовыми перьями. Своим традиционным названием «Соломенная шляпка» портрет обязан старинной ошибке переписчика одного из ранних инвентарей того собрания, где он хранился, так как по-французски слово paille (солома) похоже на слово poil (фетр). В этом портрете художник отнюдь не стремился к углубленной индивидуальной характеристике модели. Изображая свою молодую родственницу, Рубенс был прежде всего увлечен той цветущей свежестью и красотой, которыми дышит ее образ, полный безмятежного счастья и покоя. Здесь сказались более лирические и интимные стороны его бурного гения, который мы привыкли представлять себе в динамических сценах борьбы или вакхического веселья. С подлинной нежностью, тончайшими лессировками воспроизводит Рубенс черты своей модели, ее перламутровую кожу, сверкающую в обрамлении пышного наряда, прозрачную тень, падающую на лоб от широких полей шляпы. Подобного эффекта окрашенных теней при ярком солнечном освещении мы не найдем ни у кого из современников Рубенса, еще раз показавшего здесь свое непревзойденное мастерство колориста. Привезенная в Англию в 1822 году, картина эта почти в течение полувека находилась во владении Роберта Пиля, английского премьер-министра. После его смерти она вместе со всем собранием его картин была приобретена лондонской Национальной галереей.

«Соломенная шляпка» (Дерево, масло. 0,79х0,545)

Петер Пауль Рубенс. Соломенная шляпка

Другие материалы по теме Европейская живопись / Фламандская живопись



Источники:
Альбом «Национальная галерея. Лондон». – «Изобразительное искусство». Москва. 1971. Автор текста и составитель альбома И. Кузнецова.
Альбом «Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина». – «Изобразительное искусство». Москва. 1971. Автор-составитель А.Н. Замятина.