Европейская живопись / Французская живопись

Мадемуазель Ривьер

Работала в первой четверти XIX века -




Сведения о биографии и творчестве мадемуазель Ривьер очень скудны, и все же они заполняют любопытную страничку в истории французской живописи. После революции 1789 года появилось много женщин-художниц, и если в 1790 году в Салоне было девятнадцать участниц, то в 1806 году, к которому относится работа Ривьер, их было уже пятьдесят. В «Портрете дамы с лирой» применена идущая от Давида барельефная одноплановая композиция. Молодая женщина непринужденно полулежит на ложе, похожем на античное, рядом изображены колонна и сфинкс. Высокая талия свободно драпирующегося платья, плавная линия шеи и спины, прическа, легкое покрывало на голове — все отвечает моде «а л'антик» (a l'antique). На таланты, которые, как и костюм, являются украшением дамы, намекает изящное рукоделие у ее ног и лира в руках. Но это не музыкантша-актриса, в ней нет кокетства, «она как бы случайно берет несколько аккордов и предается при этом нежным мыслям». И модель и художница в одинаковой степени участвуют в создании этого документа эпохи: модель воплощает в себе идеал элегантной светской дамы первых лет империи Наполеона, художница создает прекрасный образец французского парадного портрета первой четверти XIX века.

Портрет дамы с лирой (Холст, масло. 1.52х1.83)

 Мадемуазель Ривьер. Портрет дамы с лирой

Другие материалы по теме Европейская живопись / Французская живопись



Источники:
Альбом «Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина». – «Изобразительное искусство». Москва. 1971. Автор-составитель А.Н. Замятина.