Кустодиев Борис Михайлович

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)

Представитель направления жанровой живописи. Сын преподавателя Астраханской духовной семинарии. Учился в Петербургской Академии художеств. Создатель национальной по духу и стилю живописи, которая отражала представления русского народа о красоте. Академик. После революции создавал декорации к пьесам и спектаклям, панно для праздничного украшения Петрограда. Просмотреть картины Кустодиева

Биография и творческая деятельность

Выдающийся русский советский живописец Борис Михайлович Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье кандидата богословия, преподавателя Астраханской духовной семинарии. Его первым учителем был единственный в Астрахани художник-профессионал П. Власов. Учился в петербургской Академии художеств (1896 - 1903) у И. Репина.

Первые заметные произведения Кустодиева появились на выставках в 1901 году. Отмечены были работы «У кружала стрельцы гуляют», «Портрет И. Билибина». В 1901 - 1903 годах Кустодиев вместе с И. Репиным работал над грандиозным полотном «Торжественное заседание Государственного совета». В своих лучших портретах начала 1900-х годов Кустодиев положил в основу репинскую этюдную технику: «Портрет А. Варфоломеева», «Портрет художника-гравера В. Матэ» (оба в 1902), «Портрет жены художника» (1903). Известность художнику принесла картина «Базар в деревне» (1900 -1903), за которую Совет Академии удостоил его золотой медали.

В 1904 - 1910 годах Борис Михайлович находится в поиска собственного творческого пути. С одной стороны - картины, проникнутые поэзией, среди которых «Утро», «Девочка с собакой», «Японская кукла», лучшее лирическое произведение художника «И. Кустодиева в Лейзене» (1911), позднее которое назовут «кустодиевской девочкой с персиками». С другой стороны - изобличительные антиправительственные шаржи и политические карикатуры (1905 - 1906). Помимо этого Кустодиев начинает заниматься журнальной и книжной графикой: в 1905 - 1906 годах им написаны рисунки к произведениям М.Ю. Лермонтова. Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого. Кроме того в этот период художник начинает увлекаться скульптурой, создает бюсты известных артистов, художников, писателей, среди которых М. Добужинский, Вс. Мейерхольд, А. Ремизов.

В эти годы творческой программой художника, целью всей его жизни стало создание национальной по духу и стилю живописи, которая бы отражала строй мышления и представления русского народа о красоте. В области портрета характерным стало произведение «Портрет семьи Поленовых» (1905); в бытовой живописи полотна: «Провинция» (1906), «Гулянье» (1910), в которых типизирован не столько городской пейзаж, сколько образы обывателей, «Гулянье на Волге» (1911). Основное направление Кустодиева-жанриста связано с деревней. Художник внимательно изучает обряды, пляски, фольклор, гадания, становится экспертом в области глиняных и деревянных игрушек, вышивок, народного костюма. Кустодиев продолжает линию «Базара в деревне», в небольших полотнах - «Ярмарка» (1906 и 1908) и «Праздник в деревне» (1906 - 1907), с каждым разом все усложняя художественные задачи «деревенского цикла». Сосредоточив внимание на художественных традициях русской провинции в картинах «Чаепитие» (1913), «Масленица» (1916), Кустодиев в тот же период создает «Купчиху» (1912), как бы пробуя новый язык живописи, восходящий к живописному примитиву. Среди прекрасно раскрытых художником «типов русской жизни» следует отметить полотна «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915). Один из шедевров мастера, воспевающих красоту женщины, -полотно «Русская Венера» (1926). В нем художник представил образ русской красавицы в контексте развития мировой живописи.

В 1909 году Борис Михайлович Кустодиев был избран академиком. Кроме того, он вел активную общественную деятельность: являлся одним из организаторов Нового общества художников, с 1910 года был членом объединения «Мир искусства», в 1907 - 1910 годах - членом Союза русских художников и группы «16». В то же время художник продолжал идти собственным творческим путем, в том числе и в портретном жанре. Характерна картина Кустодиева «Портрет В. Лужского» (1913), крупнейший замысел середины 1910-х годов был связан с «Групповым портретом художников «Мира искусства», которому не суждено было завершиться; «конденсированный образ России» воссоздал он в своем знаменитом «Автопортрете» (1912), хранящемся в галерее Уффици, во Флоренции, где сам художник в бобровой шубе и шапке изображен на фоне соборов Троице-Сергиевой лавры, цветных куполов, крестов, лавчонок. Также следует отметить «Портрет Т. Чижовой», «Портрет М. Волошина», «Портрет Н. Кузьмина», «Портрет Ф. Шаляпина» (1920 - 21).

В 1920-е Кустодиев создает декорации к пяти пьесам, оформленным им до 1917 года, и к 26 спектаклям в послереволюционное десятилетие, среди которых «Снегурочка», «Царская невеста», «Сорочинская ярмарка», «Вражья сила». Из известных произведений мастера, написанных после революции - «27 февраля 1917 года» (1917), «Большевик» (1920), ряд панно для праздничного украшения Петрограда (1918), «Демонстрация на площади Урицкого» (1921) «Ночной праздник на Неве» (1923), несколько портретов и иллюстраций с изображениями В.И. Ленина. Кустодиев, несмотря на плохое здоровье, продолжал участвовать в художественной жизни России: в выставках Общины художников (1922), Ассоциации художников революционной России (1925 - 1926). Его лучшие работы экспонировались за границей, проходили персональные выставки в России. Последними заметными работами художника в жанре автолитографии стали два капитальных произведения: «Шестнадцать автолитографий» и «Шесть стихотворений Некрасова» (1921). Увлечение литогравюрой (1926 - 1927) привело к созданию собственного выразительного языка в пейзажах («На Волге»), в портретах известных мастеров искусства и литературы, в работах, посвященных типам Ленинграда середины 1920-х («Мороженщик», «Уличная продавщица»).

Умер Борис Михайлович Кустодиев 26 мая 1927 года в Ленинграде.
Картины Кустодиева