Европейская живопись / Французская живопись

Жан-Огюст-Доминик Энгр

1780 - 1867




Портреты Энгра - лучшая часть его наследия. По сравнению с его академическими картинами они поражают точностью наблюдения, острым чувством современности и неповторимой индивидуальностью каждого образа, чуждого какой бы то ни было идеализации. В то же время они обладают той чеканной формой, безукоризненным рисунком и той ясностью замысла и построения, которые внес в них энгровский классицизм, воспитанный строгими традициями давидовской школы. Портрет г-жи Муатесье, законченный Энгром в возрасте семидесяти шести лет, принадлежит к числу лучших работ его позднего периода. Начатый в 1844—1845 годах, портрет писался с большими перерывами и был закончен только в 1856 году, причем художник полностью изменил всю композицию. Энгр изобразил г-жу Муатесье в своем будуаре, сидящей на диване с большим зеркалом за спиной. Верный своим классическим традициям, он придал ей позу богини из знаменитой античной фрески Геркуланума «Геракл и Телеф». Несмотря на кропотливую тщательность, с какой выписаны все детали богатого наряда и обстановки, фигура г-жи Муатесье царит над всем ее окружением, производя удивительно монументальное впечатление. В характерном облике этой роскошной самодовольной матроны Энгр с редкой силой воплотил типические черты целого класса, создав как бы собирательный образ той богатой и преуспевающей буржуазии, которая правила Францией в эпоху второй империи.

Портрет госпожи Муатесье (Холст, масло. 1.20х0.92)

 Жан-Огюст-Доминик Энгр. Портрет госпожи Муатесье

Другие материалы по теме Европейская живопись / Французская живопись



Источники:
Альбом «Национальная галерея. Лондон». – «Изобразительное искусство». Москва. 1971. Автор текста и составитель альбома И. Кузнецова.