Иванов Сергей Васильевич

Иванов Сергей Васильевич (1864-1910)

Известный художник-жанрист. Сын акцизного чиновника. Первоначально поступил в Константиновский межевой институт, но впоследствии обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской Академии художеств. Академик. Участник Товарищества передвижников. В своем творчестве обращался к теме переселения крестьян в Сибирь в реформу 1861 года. Просмотреть картины Иванова

Биография и творческая деятельность

Сергей Васильевич Иванов родился 4(16) июня 1864 года в городе Руза Московской губернии. Отец Иванова был акцизным чиновником. Художественные способности у мальчика проявились в раннем детстве. Однако его отец посчитал, что художник из сына не получится, и видел его инженером. Так, по наставлению отца, после окончания уездного училища 11-летний Сергей в 1875 году поступил в Константиновский межевой институт.

Однако учеба в институте тяготила его, и с осени 1878 года 14-летний Иванов начинает заниматься в Московском училище живописи, ваяния и зодчества как «вольный посетитель сверх контингента». А в следующем году, оставив учебу в межевом институте, будущий художник поступает в данное учебное заведение. Среди его преподавателей были известные художники И.М. Прянишников и Е.С. Сорокин.

В 1882 году Иванов поступает в Петербургскую Академию художеств. В 1883 году после путешествия художника по Самарской и соседним с ней губерниям появляется его первое произведение - «Слепцы».

Учеба Иванова в Академии Художеств проходила успешно, но материальные трудности заставили перешедшего в последний, натурный, класс молодого художника оставить учебное заведение и в 1884 году перебраться вновь в Москву, где Сергей возобновляет обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, закончив его в 1885 году. К последнему году обучения относятся произведения «Больная» (1884), «К помещице с просьбой» (1885), «У кабака» (1885), «У острога» (1885), «Агитатор в вагоне» (1885).

На последних курсах в своем творчестве Иванов обращается к теме переселения крестьян в Сибирь. Это явление было характерно для русской деревни в последней четверти 19 века после реформы 1861 года. В этот период несколько миллионов крестьян отправились на поиски «благодатных земель» навстречу тяжелым испытаниям и чаще всего жестоким разочарованиям. Основная мысль цикла произведений Иванова - трагедия русских крестьян, покидавших родные места и тысячами гибнущих в пути. Наибольший резонанс получили картины «Переселенцы. Ходоки» (1886), «Обратные переселенцы» (1888). Известность молодому художнику принесла картина «В дороге. Смерть переселенца», написанная в 1889 году.

Следующий этап творчества Иванова пронизан «арестантской» темой. В этот период были созданы произведения: «Беглый» (1886), «Отправка арестантов» (1889), «Бунт в деревне» (1889), «Бродяга» (1890). Картина «Этап», написанная в 1891 году, словно подытоживает данный период творчества художника.

В середине 1890-х годов начинается очередной новый период творчества Иванова, который характеризуется исторической направленностью создаваемых произведений. В своих картинах «Смута», написанной в 1897 году, и «По приговору веча» (1896) художник точно передает состояние возбужденной толпы в драматические моменты. Иванова привлекает сила русских народных характеров и он находит красоту в явлениях народного быта. Также широкую известность получили картины «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия» (1901), «Царь. XVI век» (1902), «Поход москвитян. XVI век», (1903). В этих произведениях Иванов по-новому взглянул на историю, изображая не героические моменты, а сцены быта из древнерусской жизни. Причем некоторые образы написаны с оттенком иронии.

С 1897 года Иванов участвует в выставках передвижников, а в 1899 году - становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1905 году Сергей Васильевич получил почетное звание академика. С 1899 по 1906 годы Иванов преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище, в 1900-м, а также с 1903 по 1910 годы - в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Вооруженное восстание 1905 года сильно потрясло художника. Иванов был его свидетелем и участником — он оказывал помощь раненым в уличных боях студентам в здании Московского университета. Свои впечатления художник отразил в знаменитой картине «Расстрел», написанной в 1905 году, поразившей современников. Эту картину Иванов не показал даже своим близким, поэтому как хотел назвать ее автор, точно неизвестно. Произведение выставили только на посмертной выставке художника. Свое нынешнее название - «Расстрел» - картина получила уже после Октябрьской революции 1917 года. С 1905 по 1909 годы живописец работает над картиной «Едут! Карательный отряд».

Умер Иванов 3(16) августа 1910 года в возрасте 46 лет у себя на даче в деревне Свистуха на берегу речки Яхромы от сердечного приступа.


Картины Иванова