Европейская живопись

Развитие живописи стран Европы

Итальянская живопись

Итальянская живопись

Творчество мастеров Итальянской школы живописи в данном разделе представлено художниками Эпохи Возрождения - период, когда Италия была в авангарде европейского художественного развития. Сиенская школа, представленная произведениями Сеньи ди Бонавентуры, Сассеты, образует особую группу произведений живописи сиенских мастеров, где сохраняются не только религиозный сюжет, но и ряд старых изобразительных приемов. Живопись Флоренции и других областей Средней Италии представлена Боттичелли - «Благовещение» с его утонченной психологической выразительностью показывает определившуюся в раннем Возрождении задачу искусства отобразить физические и духовные качества человека, диапазон его переживаний, человеческие взаимоотношения и глубоко индивидуальные черты личности. В «Снятии с креста» Чимы да Конельяно проступают специфические черты венецианской школы живописи: ее колористическое богатство, эмоциональная выразительность, нарядная декоративность. С утверждением новой техники маслом меняется и фактура картины, о чем так убедительно свидетельствует свободный красочный мазок в эскизе Веронезе «Минерва». Помимо Веронезе, произведения Паоло Учелло, Фра Бетао Анжелико, Пьеро Делла Франческа, Алессо Бальдовинетти, Андреа Мантенья, Карло Кривелли, Джулио Романо и других мастеров Высокого Возрождения познакомят Вас с новыми жанрами, сюжетами и трактовкой человеческого образа в групповых композициях и портретах. В XVIII веке, когда Италия в целом утрачивает свое художественное первенство в Европе, Венеция празднует последний расцвет национальной культуры: по картинам Гварди и Каналетто можно судить о том, к какому совершенству пришел пейзажный жанр. Джованни Батиста Тьеполо, прославившийся своими грандиозными декоративными работами, представлен в музее небольшим эскизом «Смерть Дидоны», в котором нашли отражение живописные особенности и художественные приемы, характерные для искусства знаменитого мастера.

Нидерландская живопись

Нидерландская живопись

Нидерландская живопись является начальным этапом выделившихся в 16 веке голландской и фламандской школ живописи, одним из этапов Северного Возрождения. Период развития нидерландской школы живописи охватывает немногим более столетия, начиная приблизительно со второй четверти 15 века и заканчивая серединой 16 века; именно в это время на территории Нидерландов сформировалась самостоятельная живописная школа, отличительной чертой которой была реалистическая манера письма, нашедшая своё выражение прежде всего в жанре портрета. Вследсвии иконоборничества времен реформации и войн, в настоящее время сохранилось не так много произведений ранних нидерландских художников, а многие из них имеют серьёзные повреждения и требуют реставрации.

Фламандская живопись

Фламандская живопись

Фламандская школа живописи XVII века, которой предшествует нидерландская школа XV-XVI веков, представлена картинами Петера Пауля Рубенса и Антониса ван Дейка. Исход войны и революции в Нидерландах против владычества Испании определил направления искусства как Голландии, приобретшей самостоятельность, так и Фландрии, оставшейся в зависимости от Испании. Политические и религиозные связи оказали некоторое влияние на фламандскую живопись, переживавшую в XVII веке эпоху расцвета. Сущность фламандской школы живописи, насыщенной здоровой жизнерадостностью, во всем блеске и разнообразии раскрылась в творчестве Рубенса. Его картины дают возможность оценить свойственный ему и характерный для всей Европы того времени интерес к античной истории и мифологии, к пафосу сложных аллегорий и к портрету. Творчество учеников Рубенса дополняет и развивает его тематику.

Голландская живопись

Голландская живопись

Собрание голландской живописи убедительно показывает, какого высокого уровня достигла эта национальная школа в XVII веке в эпоху своего расцвета. Наметившиеся в нидерландской живописи XVI века жанры (пейзаж, портрет, бытовые сцены и натюрморт) приобрели самостоятельное значение. Описывать и перечислять сюжеты у голландских художников - значило бы рассказывать о самой Голландии, о ее природе и быте, об облачном небе, о море, кораблях и рыбачьих лодках, о ветряных мельницах, оживленных рынках и тихих улочках, об уютных комнатах, о прекрасно изготовленной мебели, посуде, тканях и даже о вкусных кушаньях и напитках, о плодах и цветах, выращенных искусными садоводами. В данном разделе также присутствуют картины голландских художников на библейские сюжеты: реформация уничтожила культовое назначение икон, а библия, переведенная на голландский язык, стала самой распространенной книгой в Голландии XVII века. Демократический характер голландской живописи особенно наглядно проявил себя в пейзаже, который стал как бы отражением народной жизни, труда и праздничного отдыха. Для представителей голландской школы живописи характерно преобладание единого живописного тона, объединяющего все цвета. Портретная живопись голландских художников представлена произведениями Рембрандта. Творчество Рембрандта выросло на основе народной художественной культуры, но главное отличие его в том, что все потенциальные возможности этой культуры он реализовал с глубиной мысли и чувства гениального живописца.

Немецкая живопись

Немецкая живопись

Немецкая школа живописи представлена в данном разделе работами представителей Ренессанса Альбрехта Дюрера, самого яркого представителя немецкого Возрождения, и Ганса Гольбейна младшего. Этот период характеризуется влиянием идей реформации - религиозного и общественно-политического движения в Западной и Центральной Европе XVI-начала XVII вв., которое коснулось и Германии, направленного на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Однако в связи со сложной внутриполитической обстановкой Эпоха Возрождения в Германии по времени была очень короткой – примерно с середины XV в. до 1520-х гг.

Испанская живопись

Испанская живопись

Широкое признание среди любителей живописи получила Испанское искусство XVII века, здесь особо следует отметить именно первую его половину. Из более раннего периода – XVI века, хорошо изучено творчество Эль Греко и Моралеса. В целом этот период характеризуется влиянием итальянской, французской и нидерландской школ живописи. На рубеже XVII – XIX веков новый подъем испанской живописи на передовые позиции европейского искусства происходит во многом благодаря Франсиско Гойя.

Говоря об испанской живописи в целом, можно выделить таких художников, как Эль Греко, Луиса де Моралеса, Рибера, Мурильо, Вальдеса Леаля, Сурбарана и Веласкеса. Несмотря на то, что в их творчестве наблюдается влияние региональных школ, можно отметить преобладание религиозной тематики и портрета, минимум мифологии, пейзажа, обнаженных моделей, натюрморта.

Французская живопись

Французская живопись

Французская живопись представлена в данном разделе начиная с картин художников XVII века, когда Франция являлась сильным европейским государством и ее искусство занимало передовые позиции. Изобразительное искусство Франции было тесно связано с другими европейскими школами, особенно с итальянской, которые заметно обогащали его. Такие французские художники, как Валантан, Вуэ, Пуссен, Лоррен, долгое время работали в Италии. Живопись второй половины XVII века характеризуется развитием портрета, здесь выделяются Де Труа, Турньер, Ларжильер, Риго. XVIII век представлен работами Буше, Ватто и их последователями, направившими живопись в русло нарядной декоративности и галантной развлекательности. О чертах позднего классицизма, так называемого «ампира», может дать представление картина «Портрет дамы с лирой» работы мадемуазель Ривьер. Эпоха Романтизма представлена картинами Делакруа. Пейзажи так называемой «барбизонской школы» - работы Теодора Руссо, Дюпре, Диаса, Добиньи, Тройона научили нас любить изображенные с натуры лесные поляны и дороги, мощные дубы, болотца, заросшие прудики, водоемы для скота, деревушки и речки. Новаторство барбизонцев заключа¬лось в том, что они стремились не к красочным и композиционным эффектам, а к правдивой передаче видов природы и изменений, происходивших в ней в зависимости от времени года, суток, погоды и освещения. Интересно творчество импрессионистов. Мировую известность получили Клод Моне, Ренуар, Писсарро, Дега, Сезанн. Постимпрессионизм представлен во всем многообразии направлений. Здесь можно отметить Гогена, Ван Гога, Матисса, признанного главы фовизма, Марке, Ван Донгена, Дюфи. Из художников, чье творчество охватывает XX век интересен получивший всемирную известность Пикассо.

Английская живопись

Английская живопись

В английской живописи преобладающим жанром традиционно являлся парадный портрет. Другие направления - историческая и мифологическая темы, как и пейзаж, до определенного времени занимали второстепенное место. Вплоть до конца XVII века ведущие роли в английской живописи занимали иностранные художники, в основном представители немецкой, голландский, фламандской школ. Ситуация изменилась в XVIII веке, с появлением Уильяма Хогарта, новатора и реалиста. Его единичные полотна или циклы иногда остро сатиричны, иногда глубоко печальны, но всегда очень живы и реалистичны. Ярким примером является картина «Девушка с креветками». В творчестве Хогарта присутствуют также исторические картины, гравюры. Также следует отметить Джошуа Рейнольдса, работавшего в жанре портрета, мифологии. Кроме того, Рейнольдс являлся теоретиком искусства, создавшим много трудов, на которых учились многие поколения живописцев.

Томас Гейнсборо входил в число величайших портретистов Европы XVIII века. Однако, как отмечают исследователи, любимым жанром мастера всегда был пейзаж, что отражается во многих его портретах, где зачастую равноправную роль играет фон. Известны такие пейзажные произведения Гейнсборо как «Лес Корнар» и «Водопой». Среди других пейзажистов следует отметить Ричарда Уилсона, Джорджа Морленда, Джона Крома.

В конце XVIII – начале XIX века портретная живопись обретает новое веяние: одни изображения государственных мужей традиционно исполнены достоинства и важности, другие несут на себе отпечаток безудержного романтизма. Представителем первого направления стал Томас Лоуренс, второго – Джордж Доу. Также в этот период развивается пейзажная живопись. Здесь следует отметить Джона Констебла. Свои произведения он писал с предельной достоверностью, виртуозно владел цветом и светотенью. Конец XVIII века характеризуется распространением акварели. Среди акварелистов наибольшую известность получил Джозеф Уильям Тёрнер, хотя множество его работ написаны маслом.

Вторая половина XIX века исследователями оценивается как период кризиса в английской живописи. Появлялись различные движения, призывавшие к отказу от мёртвых традиций, условностей, академизма современного искусства. Наиболее заметные художники этого периода – Данте Габриэль Россетти и Джон Эверетт Милле.

Конец XIX века характеризуется влиянием французских художников – реалистов и импрессионистов. Интересно творчество уроженца США Джеймса Мак-Нила Уистлера, работавшего в портретном и пейзажном жанрах. Он писал в традиционной технике, однако любовь к тонким светотеневым эффектам, зыбким, неустойчивым состояниям природы роднит его с импрессионистами. Также из пейзажистов-импрессионистов следует отметить Ричарда Сиккерта, из традиционных пейзажистов – Джорджа Тёрнера и его сына Уильяма Лакина Тёрнера, Фредерика Такера.