Европейская живопись / Итальянская живопись

Козимо Тура

1431 - 1495




Козимо Тура работал на севере Италии при дворе герцога Феррарского Борсо д'Эсте. В его изысканном и вычурном творчестве сохранилось еще много черт, связывающих его с образами и стилистическими приемами поздней готики. Таков и большой алтарный образ, хранящийся в галерее (так называемая «Мадонна Роверелла»), выполненный около 1474 года и изображающий мадонну с младенцем на троне в окружении ангелов, разместившихся на ступенях. Трон помещается на высоком пьедестале под полукруглой аркой, в пролете которой видно голубое небо. Вершина трона украшена бронзовыми фигурками, представляющими символы четырех евангелистов: льва, ангела, быка и орла. Образ чрезмерно перегружен фигурами и украшениями. Художник любит дробные беспокойные формы, причудливо изгибающиеся линии, тонко вырисованные мельчайшие детали. Его краски, светлые и пестрые, дают неожиданные и острые сочетания тонов. Фигуры, чрезвычайно вытянутые по своим пропорциям, напоминают идеал готики, хотя здесь надо иметь в виду расчет художника на то, что его картина будет рассматриваться снизу. Своеобразное искусство Туры с его дробной и беспокойной декоративностью, как бы поглощающей образ человека, резко отличается по своим тенденциям от искусства ведущих мастеров позднего Кваттроченто, говоря о живучести средневековой традиции уже в период полного расцвета Возрождения.

Мадонна с младенцем на троне (Дерево. 2,39x1,02)

Козимо Тура. Мадонна с младенцем на троне

Другие материалы по теме Европейская живопись / Итальянская живопись



Источники:
Альбом «Национальная галерея. Лондон». – «Изобразительное искусство». Москва. 1971. Автор текста и составитель альбома И. Кузнецова.