Европейская живопись / Французская живопись

Клод Лоррен (Клод Желле)

1600 - 1682




В Национальной галерее Лондона хранится богатейшее собрание картин Клода Лоррена, пять из которых входили еще в состав коллекции Ангерстейна, послужившей ядром будущего музея. К числу этих пяти относится и великолепное полотно «Отплытие царицы Савской», написанное для герцога Бульонского в 1648 году. Подобно Пуссену, Клод Лоррен еще в ранней юности обосновался в Италии, где и прожил всю свою жизнь, работая в тех же строго классических традициях, что и его великий земляк. Однако в отличие от Пуссена, занимавшегося в основном исторической живописью, Лоррен сделал главной темой своего творчества пейзаж, давая фигуры лишь в качестве дополнительного и оживляющего стаффажа. Каждая из его картин — это торжественный гимн красоте и величию природы, которая развертывается в виде грандиозной панорамы, напоенной солнечным светом. Картины Клода Лоррена оказали колоссальное влияние на пейзажную живопись вплоть до начала XIX века. Английский пейзажист Тернер настолько боготворил Лоррена, что, завещая государству в 1851 году свои произведения, поставил единственное условие — повесить свою картину «Дидона, строящая Карфаген» рядом с «Отплытием царицы Савской».

Отплытие царицы Савской (Холст, масло. 1.485х0.94)

 Клод Лоррен (Клод Желле). Отплытие царицы Савской

Творчество Лоррена, прославленного пейзажиста XVII века, свидетельствует о связи французского искусства с итальянским. Лоррен много лет жил в Риме, он зарисовывал его окрестности с древними руинами, но в своих картинах не воспроизводил какой-либо определенной местности, а создавал композицию, следуя системе классического героического пейзажа: первый план представляет собой как бы авансцену, обрамленную, как кулисами, деревьями и архитектурой, и служит местом действия для библейских или мифологических персонажей. В картине Клода Лоррена Европа, беззаботно сидящая на украшенном цветами быке, образ которого принял Зевс, не является центром внимания художника (он даже не всегда сам писал фигуры), его влечет морской простор, могучие деревья, прекрасные здания, скалы, виднеющиеся в воздушной дали, и сияющее в полдень южное небо. Лоррен был захвачен живописной проблемой XVII века — передачей освещения; он писал свои картины по временам суток: полдень, ночь, утро, вечер, улавливая особенности колорита в самой природе. Каждая картина Лоррена подобна хвалебному гимну природе, ее величавой красоте и гармонии.

Похищение Европы (Холст, масло. 1.00х1.37)

 Клод Лоррен (Клод Желле). Похищение Европы

Другие материалы по теме Европейская живопись / Французская живопись



Источники:
Альбом «Национальная галерея. Лондон». – «Изобразительное искусство». Москва. 1971. Автор текста и составитель альбома И. Кузнецова.
Альбом «Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина». – «Изобразительное искусство». Москва. 1971. Автор-составитель А.Н. Замятина.