Бакшеев Василий Николаевич

Бакшеев Василий Николаевич (1862-1958)

Русский, советский живописец, народный художник СССР. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Активный участник Товарищества передвижников, а затем и Ассоциации художников революционной России. Расцвет творчества приходится на советский период. Работал в области пейзажа и жанровой живописи. Автор нескольких так называемых «индустриальных пейзажей». Просмотреть картины Бакшеева

Биография и творческая деятельность

Василий Николаевич Бакшеев, мастер русской пейзажной и жанровой живописи, родился 12(24) декабря 1862 в Москве в семье чиновника. Детство В.Н. Бакшеева прошло в Стафортове. Старший брат Бакшеева был архитектором, и именно под его влиянием будущий художник после окончания шестиклассного училища в 1877 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. Однако впоследствии увлечение живописью взял верх, и Бакшеев перевелся на живописное отделение. Преподавателями у Бакшеева были В.Е. Маковский и А.К. Саврасов. Первые произведения художника получили высокую оценку самого В.В. Верещагина. Картина «Девушка, кормящая голубей» (1887), показанная на выставке в МУЖВЗ, обратила на себя внимание П.М. Третьякова и была приобретена им для своей коллекции, а за картину «Возвращение с богомолья», написанную в 1888 году Бакшееву присваивают звание классного художника.

Несколько следующих жанровых картин упрочили за художником репутацию реалиста, придерживающегося лучших традиций русской живописи. Наиболее характерна картина «Житейская проза», написанная в 1893 году. Автор, изобразивший сюжет семейной драмы, как бы предлагает зрителю самому восстановить биографии персонажей, понять их настроение, внутренние взаимоотношения.

В 1880-х годах творчество Бакшеева представлено пейзажной живописью. Произведения данного периода созданы в лучших традициях лирического пейзажа. Среди наиболее известных картин следует отметить «Прорубь», написанную в 1887 году. Из более поздних пейзажей наибольшую известность получили произведения «Первая зелень» (1900), «Поля» (1902), «Осень. Прощальные лучи» (1915).

С 1891 года Василий Николаевич Бакшеев экспонирует свои произведения на выставках Товарищества передвижников, а с 1896 года вступает в его ряды. Художник вместе со своими коллегами занимался не только творческой деятельностью, но и организационными вопросами, являясь уполномоченным Товарищества по Москве. Наряду с творческой и организационной деятельностью Бакшеев также занимался еще и педагогической работой: с 1897 году он стал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1913 году художник получает звание академика.

После Октябрьской революции Бакшеев работает в Комиссии по охране памятников искусства и старины. События 1917 года оказали влияние на творчество художника. В 1922 году он вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР) и участвует в ее выставках. В 1920-х годах им написаны такие картины, как «Восстание в тылу у белой флотилии», «Демонстрация», «Ленин в Разливе», «Накануне 9 января» (1926). С 1932 года Бакшеев член объединения «Искусство — социалистическому строительству». В 1939 году живописец участвовал на выставке «Индустрия социализма», где были экспонированы его картины «Прежде» и «Теперь». В 1940 году Бакшеев написал полотно «В.И. Ленин и Н.К. Крупская в селе Кашино», отразившее важный эпизод в истории Советской России – электрификацию.

В 1930-е годы Бакшеев совершил творческую поездку по Советскому Союзу. По итогом этой поездки были написаны так называемые «индустриальные пейзажи - «Новая Алма-Ата» (1934) и «Вольский цементный завод» (1936). Тем не менее пейзаж и после этого оставался главным в творчестве Бакшеева. Пейзажи живописца своеобразны. Это пейзаж в чистом виде, пейзаж, в котором нет человеческой фигуры. Художник восхищался природой, ее жизнью. Для каждого ее состояния, для каждого времени года он находил особенное сочетание красок. Больше всего любил художник раннюю весну. Картина «Голубая весна», написанная в 1930 году – одно из лучших произведений Бакшеева. Яркий солнечный день, белоствольные березки, влажная дымка, окутывающая перелески. Величественное наступление весны, изображенное яркими, светлыми красками заставляет зрителя забыть о серых буднях и повседневной суете. Глубоким смыслом пронизана картина «Журавли улетают» - последнее произведение Бакшеева. Смена времен года, наступление осени ассоциируются с ходом жизни человека.

В своем творчестве Бакшеев обращался и к теме городского пейзажа – картина «Старая уходящая и новая Москва», написанная в 1947 году. Путешествуя по стране, живописец привозил пейзажи, отражающие специфические черты того или иного края («Вечер на Волге», «Васильсурск» (1930-е), пейзажи деревни, где родился М.И. Калинин - Верхней Троицы).

Умер Василий Николаевич Бакшеев в Москве 28 сентября 1958 года.
Картины Бакшеева