Рогир ван дер Вейден
Около 1399-1464

Ученик Робера Кампена и младший современник Яйа ван Эйка Рогир ван дер Вейден принадлежит к числу самых выдающихся мастеров нидерландской живописи первой половины XV века. Помимо монументальных алтарных образов, отмеченных новыми исканиями художника в области экспрессии человеческих чувств, следует особо отметить его замечательные портреты, отличающиеся острой индивидуальной выразительностью. Точность в передаче отдельных, зачастую совсем некрасивых, черт сочетается у Рогира со своеобразной рафинированной изысканностью, благодаря чему его портреты по сравнению с работами ван Эйка кажутся более идеализированными. Портрет молодой женщины в высоком белом головном уборе и узком коричневом платье с черной каймой и красной вставкой спереди очень близок по композиции и типу модели к знаменитому женскому портрету Рогира в Национальной галерее Вашингтона. Так же как и там бесстрастное бледное лицо почти не имеет выражения, но это лишь признак аристократического безразличия, своего рода маска, под которой угадывается нервная и напряженная жизнь. Лицо трактовано художником почти без теней и кажется благодаря этому как бы дематериализованным и словно сияющим на темном фоне. Однако это не скрывает от нас особенно тонко нюансированной моделировки и выявляет необычайную точность и красоту линий, которые становятся у Рогира главным эстетическим фактором его произведений.

Женский портрет (Дерево. 0,615х0,545)

Рогир ван дер Вейден. Женский портрет