Мазаччо
1401-1428(?)

Гениального флорентийского мастера Мазаччо, умершего всего двадцати семи лет от роду, можно с полным правом назвать основоположником ренессансного реализма. Правда, судить о Мазаччо можно лишь ознакомившись с его замечательными фресками, но и такие его вещи, как «Мадонна с младенцем», написанная как алтарный образ для церкви Кармине в Пизе, представляют собой яркий пример его мощного и сурового стиля. Отойдя здесь от плоскостной условности средневековья, художник с необыкновенной силой подчеркивает могучую объемность форм, свободно располагающихся в трехмерном пространстве. Крупные складки ниспадающего плаща не скрывают, а выявляют движения тела под одеждой, подчеркивая его пластичность. Перспективное сокращение трона усиливает впечатление глубины. Фигура мадонны, данная как бы немного снизу и занимающая почти всю площадь картины, кажется поэтому особенно монументальной. Трон, напоминающий своим построением архитектуру Брунеллески, подчеркивает эту колоссальность масштаба, так же как и малые фигурки ангелов, музицирующих у ног мадонны. Мощные красочные пятна синего, малинового, розового, серого и золотого созвучны общему ощущению торжественности и силы. Мазаччо приходит к новым, обобщенно-реалистическим формам и создает тот величаво-героический образ, который, пройдя сквозь все искусство Возрождения, найдет свое конечное завершение в творчестве Микеланджело.

Мадонна с младенцем и ангелами (Дерево. 1,35X0,73)

Мазаччо. Мадонна с младенцем и ангелами