Галерея

Жанровая живопись Владимира Егоровича Маковского

Маковский Владимир Егорович

Владимир Егорович Маковский принадлежит к тем немногим счастливым живописцам, чье творчество еще при их жизни снискало любовь многочисленных зрителей. Трудно назвать более популярного художника, блестящего мастера бытового жанра, многие произведения которого нам известны еще со школьной скамьи. Полотна Маковского неизменно привлекают внимание посетителей Третьяковской галереи. С интересом рассматривают они небольшие, но всегда занимательные, а часто остросодержательные работы, выполненные то с легким юмором, то с грустью, то с бичующей сатирой. Среди великолепных мастеров русской живописи, которыми так богата была вторая половина XIX века, Маковский по праву занимает одно из наиболее достойных и значительных мест.

Владимир Егорович Маковский - коренной москвич, в Москве он родился, вырос и стал одним из крупнейших представителей передового демократического искусства России.

Обстановка в семье как нельзя лучше благоприятствовала развитию художественных наклонностей мальчика. Владимир был младшим сыном. Два его старших брата Константин (1839-1915), Николай (1842-1886) и сестра Александра (1837-1915) впоследствии стали известными живописцами. Глава семьи Егор Иванович Маковский, будучи сам незаурядной личностью, благотворно влиял на развитие природных дарований своих детей. Широкообразованный Маковский-старший, имея более чем скромные средства, сумел собрать интересную и значительную домашнюю коллекцию, в которой были превосходные работы и старых мастеров, и художников первой половины XIX века. Безгранично преданный искусству, неплохо владевший кистью, Е.И. Маковский пользовался заслуженной известностью в художественной среде. Он был в числе инициаторов создания в 1832 году в Москве первого натурного класса, преобразовавшегося позже в Художественный класс, впоследствии ставший основой при создании Московского училища живописи и ваяния. Гостеприимные двери дома Маковских всегда были широко открыты для друзей. В числе гостей было много замечательных людей, выдающихся художников, композиторов, писателей, актеров. Среди них - Пушкин, Гоголь, Щепкин. Близки семье были Брюллов, Тропинин. Особенно в семье любили Тропинина. Владимир Маковский считал его своим первым учителем.

Страстная тяга к искусству, несомненный художественный талант привели пятнадцатилетнего подростка В. Маковского в 1861 году в Московское училище живописи и ваяния (в этом же году им была создана первая картина «Мальчик, продающий квас», которая через год экспонировалась на выставке ученических работ). В период учебы Маковского училище являлось одним из крупнейших очагов передовой художественной культуры, его педагогические принципы были значительно демократичнее академических. В нем могла учиться молодежь из беднейших семей, приезжавшая из различных уголков России. Наметившаяся в самом начале прогрессивная тенденция, обусловленная все возрастающим интересом представителей литературы и искусства к жизни простых людей, к развитию бытового жанра, определила основное направление этого учебного заведения. В нем уделялось большое внимание максимальному приближению изображения к натуре, верности и точности ее передачи, поощрялась свобода в выборе сюжетов картины в противоположность Академии, где ученикам предлагалось работать по заранее заданной теме. Таким образом, в училище была создана благоприятная почва для развития способностей художников демократического направления.

Ведущим преподавателем в то время был замечательный русский художник В.Г. Перов. Занятия у таких опытных педагогов, как Е.С. Сорокин, С.К. Зарянко (ученик А.Г. Венецианова), дали Маковскому прекрасную профессиональную подготовку, укрепили в нем стремление к реалистическому изображению окружающей действительности.

В.Е. Маковский. Литературное чтение

В.Е. Маковский. Литературное чтение

В 1866 году Маковский окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и за картину, написанную в том же году, «Литературное чтение» был удостоен Большой серебряной медали и звания классного художника третьей степени. Продолжая свое образование уже в Академии художеств, в Петербурге, он за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» в 1869 году получил золотую медаль и звание художника первой степени. Сформировавшимся в Московском училище живописи, ваяния и зодчества эстетическим демократическим идеалам Маковский оставался верен на протяжении всей своей долгой творческой деятельности. С 1872 года Маковский - активный член Товарищества передвижных художественных выставок. В числе инициаторов создания этого славного объединения были Г.Г. Мясоедов, И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.М. Прянишников и другие известные живописцы. Появление Товарищества тесно связано с новым этапом развития русского изобразительного искусства, достигшего своей вершины в 1870-е-1880-е годы. Новый подъем революционно-освободительного движения обусловил расцвет демократической культуры. В творчестве передвижников наиболее значительно проявилась тенденция к созданию монументальных эпических полотен, в которых художники стремились раскрыть насущные проблемы современной жизни или показать важнейшие исторические события прошлого. Наряду с тем не менее ярко расцветают портретный и бытовой жанры. Излюбленная форма последнего - живописная «новелла», ассоциирующаяся с короткими великолепными рассказами А.П. Чехова.

Товарищество передвижных художественных выставок сплотило вокруг себя лучшие передовые художественные силы России, возглавившие борьбу за реалистический метод, за воплощение в искусстве демократических, гражданственных идей, блестящими выразителями которых были русские революционные демократы Белинский, Чернышевский, Добролюбов.

Открытие в 1871 году первой передвижной выставки явилось поистине знаменательным событием в художественной жизни России. Идейно-творческое объединение художников основывалось на проведении ежегодных передвижных выставок, преследовавших целью знакомство широких народных масс с искусством, отражающим наболевшие вопросы современной действительности.

Уже в одной из ранних работ Маковского, картине «Игра в бабки» (1870), написанной с большой любовью к своим маленьким героям, проявились характерные для раннего творчества художника черты - стремление к подробному сюжетному рассказу, к несколько преувеличенному вниманию к деталям, к их тщательной выписанности. Колорит полотен этого периода еще не отличается цельностью, эмоциональностью, тонкостью ньюансировок.

Темы для своего творчества Маковский черпал всегда из жизни, он был неутомимым и увлеченным ее наблюдателем. Художник обладал необычайно острым и метким глазом, умел отыскать в повседневном наиболее характерное, типичное, интересное. Какая-нибудь, на первый взгляд, незначительная уличная сценка, подсмотренная художником в окружающей жизни, превращалась в картине в увлекательный рассказ, правдивый и содержательный. В творчестве художника нашла отображение жизнь людей различных сословий, положений. Преимущественно это все бедняки крестьяне, ремесленники, чиновники, мещане, разночинная интеллигенция.

В.Е. Маковский. В приемной у доктора

В.Е. Маковский. В приемной у доктора

Остротой характеристик образов людей, законченностью повествования, занимательностью сюжета обращает на себя внимание картина «В приемной у доктора» (1870). Здесь и скучающий молодой человек, стоящий у стены, и утомленный долгим ожиданием сидящий на стуле мужчина, и миловидная женщина, держащая на руках больного ребенка. В центре картины - пожилая женщина со страдальческим выражением лица и священник, что-то ей нашептывающий, возможно, дающий совет, как избавиться от зубной боли. Замысел картины выражен ясно, четко, без излишней детализации. Все подчинено главному - правдивому изображению характерной сценки, увиденной художником в жизни. Блестящий отзыв этой картине Маковского дал крупнейший и известнейший русский критик В.В. Стасов: «Владимир Маковский один из тех художников, которые на моих глазах в короткое время сделали самые большие успехи. Нынешняя его «Приемная у доктора» - я надеюсь все со мной согласятся - одна из примечательнейших и типичнейших картинок современной русской школы».

Успех художнику сопутствовал с начала его творческого пути. Уже ранние произведения Маковского принесли ему известность и завоевали любовь зрителя. К ним относится и работа «Любители соловьев» (1872-1873), за которую Маковский был награжден 1-й премией Общества поощрения художеств и был удостоен звания академика. Сюжет картины как всегда незатейлив и несложен, но конкретен, повествователен. Полутемный интерьер избы с бедной обстановкой. Льющийся из низкого окна свет падает на трех пожилых мужчин, прервавших свой скромный ужин, чтобы послушать пение соловья, сидящего в клетке. Они застыли в неподвижных позах, увлеченные прекрасными звуками, вызывающими в их душе ответные чувства.

Художник в этой картине раскрывает особенности, присущие русскому характеру, тягу к прекрасному, потребность в душевных переживаниях - черты, которые проявились даже у таких огрубевших, проживших нелегкую жизнь людей, чьи образы так метко, с тонким добродушным юмором изобразил художник. В этой картине намечается социальная характеристика героев, которая сильнее и настойчивее прозвучит в более поздних его работах. Так, яркой социальной направленностью отличается картина «Посещение бедных» (1874). Все тот же мир бедных людей беспощадно и обнаженно раскрывает художник в этой картине. Запечатлена типичная сцена для того времени, когда благотворительность среди богатых стала модной. Богатая барыня, нарядная и надменная, снизошла до посещения семьи, находящейся в крайней бедности. С презрением взирает сопровождающий ее лакей на убогую обстановку комнаты. По-разному реагируют члены семьи на неожиданное посещение «благотворительницы»: изможденная, бедно одетая пожилая женщина униженно и выжидательно смотрит на вошедшую, ее муж за занавеской торопливо и с раздражением натягивает на себя старый сюртук, а их дочь с выражением безнадежной горечи на лице оцепенело стоит у дверного косяка.

Социальная тема звучит здесь в полный голос. С чувством искренней симпатии раскрывает художник образы бедных людей. Теплое сочувствие тяжелому положению «маленьких» людей, выпуклая, яркая характеристика типажа, подчинение второстепенных деталей главным, продуманное композиционное решение - все это помогло художнику выявить основной смысл происходящего, полнее раскрыть взаимоотношение персонажей. Великолепное построение мизансцен, и главное, поразительная правда жизни, заключенная в работах Маковского, роднит творческий метод художника с драматургией Н.А. Островского. Эволюция творчества Маковского сказывается не только на развитии идейной стороны его произведений, трактовка содержания которых со временем становится все более углубленной и вдумчивой, но и на художественной манере живописца. Любовь к локальным цветам, зачастую отличавшимся некоторой сухостью, сменяется поисками более тонких колористических соотношений - преимущественно коричневых, серых красок. Живопись становится более эмоциональной, свободной и легкой. Если ранее было заметно пристрастие художника к подробной, тщательной, скрупулезной выписанности даже второстепенных мелких деталей, приводившее иногда к композиционной дробности, то теперь он стремится к обобщению, подчинению всех деталей главному идейному замыслу. Животворные источники творчества Маковского - его влюбленность в жизнь, глубокий, никогда не проходящий интерес к различным ее проявлениям. Он всегда много работал с натуры, никогда не расставался с альбомом или этюдником, делал зарисовки привлекших его внимание людей, увиденных в оживленной уличной толпе, забавных смешных сценок. Очень строгий и требовательный к себе художник приступал к написанию картины только тогда, когда материал к будущему произведению им был досконально и тщательно изучен. Написанию картины предшествовала длительная, напряженная и упорная работа над натурой, всестороннее ее изучение и осмысливание.

В.Е. Маковский. Варят варенье

В.Е. Маковский. Варят варенье

Добродушной насмешкой, мягкой иронией проникнуты работы Маковского, в которых раскрывается узкий мирок обывателей, мещан с их мелкими личными интересами, потребительским отношением к жизни, меркантильностью. Зачастую через несколько лет он вновь возвращается к уже ранее найденному сюжету, переписывает его в поисках наиболее точного и выразительного решения. Примером могут служить картины «Мухолов» (1875), «Варят варенье» (1876), «Друзья-приятели» (1878) и другие» Герои картины «Варят варенье» у художника вызывают добрую усмешку: уж чересчур серьезно, важно и как-то торжественно относятся они к своему нехитрому занятию. Очень метко и справедливо высказался И.Н. Крамской по поводу подобных произведений Маковского: «Он смотрит с добродушной иронией на маленьких людей, выставляет все смешное, то есть человек-то, с которого художник работает, делает свое дело серьезно, а художник умеет как-то распорядиться, что зритель ясно чувствует: пустяки!» Он был всегда в гуще жизни, не проходил мимо важнейших событий общественного и политического значения.

От упомянутых картин резко отличается по содержанию картина «Осужденный» (1879). Подобно таким его произведениям, как «Ожидание» («У острога») (1875), «Вечеринка» (1875-1897), она связана с нашумевшим политическим судебным процессом над участниками неудавшихся опытов «хождения в народ» некоторой части передовой русской интеллигенции. Эли попытки были выражением основного направления демократического движения, наметившеюся в середине 1870-х годов среди революционного народничества, отражавшего все увеличивавшийся протест против царского самодержавия.

К 1879 году относится первый вариант картины «Осужденный», к которой художник еще раз вернется через семнадцать лет. Коллизия картины драматична. Она строится на молчаливом, полном внутреннего напряжения диалоге матери и сына. Осужденный - молодой человек - в сопровождении жандармов выходит из здания суда. Очевидно, его ожидает длительная ссылка. Мать с выражением Глубокого горя бросается к сыну. Отец неподвижно застыл в позе отчаяния, придавленный неожиданно обрушившимся несчастьем. Сложная гамма смешанных чувств отражается на лице осужденного: искренняя жалость к родителям - беднякам крестьянам, проделавшим долгий путь, чтобы увидеть сына перед долгой разлукой, твердая уверенность в справедливости убеждений, за которые он несет наказание, стойкость перед ожидающими его тяжкими испытаниями. Слева, в глубине картины фигуры судейских чиновников, спокойно ведущих между собой беседу. Впереди них, за жандармами - двое стариков, с сочувствием смотрящих на тяжелую сцену; несколько поодаль стоит девушка, заинтересовавшаяся происходящим. В последнем варианте вместо нее художник ввел в картину образы студентки и курсистки, что значительно усилило политическую окраску произведения, заострило социальную его направленность. Этой картиной закончился ранний период творчества Маковского. Начало творческой зрелости художника совпало с 1880-ми годами, когда демократический реализм с его стремлением к постижению глубин народной жизни как современной, так и прошлых лет, с поисками монументально-эпических сюжетов и героических образов современников достиг невиданного подъема. Высшим выражением этих тенденций явилось творчество таких корифеев русского искусства, как И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов. Усиливается, обостряется интерес к внутренней жизни человека, к его сложному, порой противоречивому духовному миру, к его психологии.

В.Е. Маковский. Крах банка

В.Е. Маковский. Крах банка

В эти годы наиболее четко и определенно формируется критическое отношение Маковского к действительности, усиливаются его сочувствие простым людям, протест против социальной несправедливости и угнетения народа. К началу 1880-х годов относится одно из лучших его произведений, завоевавших широкую известность, - картина «Крах банка» (1881). Тема картины актуальна для того времени, когда из-за различных махинаций финансовых воротил один за другим «лопались» банки. Это приводило к частым скандальным судебным процессам, к разорению многих людей, преимущественно мелких вкладчиков. Это не могло не беспокоить широкую общественность. Один из таких типичных случаев и использовал Маковский в этой работе. Он показал самый драматический момент, когда вкладчики узнают о своем разорении. Судя по их внешнему виду, многие из них принадлежат к среднему, небогатому сословию, и крах банка, очевидно, тяжело скажется на их существовании. С присущей Маковскому остротой, убедительностью и достоверностью раскрывает он различные чувства, охватившие несчастных людей, потерявших свои сбережения. Образ каждого из персонажей ярок, индивидуален, психологичен. Очень выразительна сгорбленная фигура купца, стоящего спиной к зрителю в позе безнадежного отчаяния. Рядом с ним - генерал, который, несмотря на постигшее ею несчастье, сдержанно выражает охватившие его чувства, за ним, в глубине картины, седой чиновник в растерянности почесывает затылок, слева на стуле в обморочном состоянии поникла старушка, рядом - участливо склонившаяся к ней молодая женщина. Наибольшего эмоционального накала достигают чувства женщины, которая в порыве негодования что-то возмущенно и громко выговаривает невозмутимому полицейскому, поставленному охранять безопасность начальства банка.

Сложная многофигурная композиция картины строится на противопоставлении взволнованной возмущенной толпы пострадавших вкладчиков и спокойных, уверенных в себе, равнодушных к несчастью людей блюстителей порядка. За спиной полицейского видна фигура, очевидно, главы банка, пытающегося незаметно выскользнуть из помещения. Очень выразителен написанный со злой сатирой образ удачливого финансового дельца, с торжеством прячущего в кармане сюртука толстую пачку денег, заработанных на несчастье доверчивых людей. Внутренняя психологическая связь между лицами, объединенными общей бедой, их постигшей, подчеркивается мастерски исполненным композиционным построением и выдержанной в основном в темно-сером тоне колористической гаммой.

В эти годы творчество Маковского все сильнее пронизывается подлинным драматизмом. Тема человеческого страдания и горя находит воплощение в таких произведениях, как «Оправданная» (1882), «Свидание» (1883), «На бульваре» (1886-1887), «Ночлежный дом» (1889). Эти полотна относятся к числу лучших, созданных Маковским в годы расцвета. Светлый женский образ запечатлел художник в картине «Оправданная». На лице молодой женщины видны следы перенесенных тяжелых душевных переживаний, незаслуженной обиды. Еще не сняв арестантского халата, она в зале суда горячо и нежно прижимает к себе ребенка. Сейчас, в этот миг, горе и страдание вытеснены неудержимой радостью свидания с сыном, ощущением обретенной, наконец, свободы. Вокруг близкие ей люди искренне радуются восторжествовавшей справедливости, особенно трогательна взирающая на нее с любовью пожилая пара. Как всегда, Маковский блестяще строит композицию, разбивая ее на отдельные мизансцены, имеющие между собой логическую, психологическую и сюжетную внутреннюю связь. Справа, в глубине, виден судейский чиновник, около которого стоят еще не успевшие уйти члены суда, ближе к зрителю, по всей вероятности, адвокат, защищавший подсудимую, слева, в темном проеме двери, угадываются фигуры стражников. Художник но скрывает сочувствия к своей героине, пережившей тяжелую душевную драму, он всецело на стороне пострадавшей женщины и громко протестует против готовой было совершиться несправедливости.

Потрясающей силой воздействия обладает знакомая каждому с детства картина Маковского «Свидание» (1883). Она принадлежит к тем произведениям искусства, которые запоминаются на всю жизнь, заставляют зрителя о многом задуматься, вместе с художником глубоко пережить происходящее. Очень прост и ясен сюжет картины, типичный для современной художнику России. Крестьяне-бедняки зачастую вынуждены были отдавать своих детей с малых лет в город, к чужим людям для обучения ремеслу, которое сплошь да рядом превращалось в изнурительный домашний труд мальчика на побегушках, обреченного на голодное существование. Маковский с необычайной выразительностью и проникновенностью воссоздает образ матери, бедной крестьянки. Чтобы навестить сына, отданного «в люди», она пришла в город издалека, о чем свидетельствует котомка и стоящая рядом палка. В убогой, напоминающей сарай комнатушке, кое-как примостившись на краю скамейки, сидит она в неудобной, неловкой позе, боясь кого-нибудь потревожить своим присутствием. Сколько робкой покорности, обреченности судьбе, безысходной вековой тоски во всем облике, в позе бедной женщины, с безграничной жалостью глядящей на стоящего рядом с ней босого, в рваной одежонке сына, с голодной жадностью жующего принесенный ею калач. Сдержанный колорит, сочетающий серовато-зеленые, коричневые тона, как нельзя лучше соответствует лаконичной внутренне собранной трактовке содержания картины. Глядя на эту глубоко драматическую сцену, зритель невольно вспоминает известный рассказ А.П. Чехова «Ванька». Искреннее сочувствие тяжелой судьбе забитого крестьянского мальчика, отданного в город на обучение ремеслу, верность жестокой правде, суровой действительности того времени, простота раскрытия глубоких душевных переживаний бедных людей роднит эти два великолепных художественных произведения.

В.Е. Маковский. На бульваре

В.Е. Маковский. На бульваре

Крестьянскую тему затронул художник и в другой своей картине - «На бульваре» (1886-1887), не менее драматичной, чем «Свидание». В ней с необычайной силой сказалось умение живописца глубокое содержание облечь в превосходную художественную форму. Всестороннее знание жизни, умение верно и тонко проанализировать и вдумчиво оценить явления действительности помогли Маковскому воспроизвести в картине типичную для того времени бытовую сцену. На сей раз свидание происходит на городском бульваре. На скамейке сидит одинокая пара. Молодой подвыпивший парень с гармошкой, по всей вероятности, мастеровой. Развалившись на скамейке, он всем своим видом выражает пренебрежение к сидящей рядом с ним молодой женщине. Сгорбившись и поникнув, держит она в руках младенца, завернутого в лоскутное одеяло. Рядом лежит небольшой скудный узелок с вещами. Издалека приехала она в город к мужу в надежде найти в нем поддержку и защиту от нужды и житейских невзгод. На её лице застыло горестное и тоскливое выражение. Но женщина глубоко ошиблась. Здесь ее одиночество стало еще страшнее и горше. Она поняла, что в муже не найти сочувствия и опоры. В недавнем прошлом крестьянин, став горожанином, он быстро воспринял худшие стороны буржуазной цивилизации, и родной дом, семья для него - неприятное и ненужное прошлое. Так, казалось бы, в малозначительном эпизоде художник смог раскрыть типичное социальное явление, поставить перед современниками общественный вопрос. Начавшаяся капитализация России привела в движение деревню. В 1870-х - 1880-х годах уход крестьян-бедняков из обнищавших деревень в города на заработки - на фабрики и заводы, стал распространенным явлением. Зачастую это являлось причиной многих семейных трагедий. Тоскливое чувство одиночества и безысходности подчеркивается в картине грустным осенним пейзажем с сумеречным холодным освещением пасмурного дня. Редкие деревья с уже голыми ветвями, опавшие листья, сиротливо лежащие на земле, малочисленные прохожие, идущие мимо сидящей на скамье пары – все это отражает настроение угнетенности. Общая серебристо-золотая гамма, оживлена яркими акцентами оранжевого, красного, синего цветов. Очень тонко передана легкая воздушность, смягчающая контуры виднеющихся вдали домов.

Щемящую грусть и глубокое сочувствие в зрителе вызывает картина «За лекарством» (1884). Лаконичными, скупыми художественными средствами создает художник образ крестьянина, терпеливо ожидающего лекарства с больным босоногим сыном, трогательно прижавшимся к отцу в коридоре земской больницы. По их измученным, утомленным лицам видно, что ожидание это длится томительно долго. Они стоят сиротливо, робко прислонившись к дощатой стене. Неяркий свет, проникающий из узкого оконного проема, тускло освещает убогое помещение больницы. Все внимание художника сосредоточено на внутреннем состоянии людей: лицо отца выражает тревогу за больного сына и в то же время покорность, выработавшуюся у русского крестьянина вековым гнетом. Как всегда, Маковский, изобразив частный эпизод, сумел затронуть в нем актуарный вопрос, волновавший передовую: общественность того времени, - бесправное положение в пореформенной деревне широких крестьянских масс.

Создавая глубоко реалистические произведения, свидетельствующие о серьезном и всестороннем знании действительности, жизни своих героев, Маковский в лучших произведениях во весь голос художника-гражданина выражает справедливый протест против социальной несправедливости и насилия над человеком. Его картины заставляют задуматься над увиденным, помогают разобраться в подчас сложных общественных вопросах, жизненных ситуациях. Талант Маковского многогранен, темы его разнообразны, в своих работах он выступает как мастер, умеющий всесторонне раскрыть внутренний мир человека, показать самые сокровенные переживания героев, их. Взаимоотношения, реакцию на происходящее. Примером такого тонкого психологического анализа может служить жанровое полотно «Объяснение» (1889-1891). Его содержание раскрывается со свойственной Маковскому ясностью: донельзя смущенный юноша объясняется девушке в своем первом робком чувстве. О крайней взволнованности молодого человека свидетельствуют его неуверенная поза, опущенный взгляд, непроизвольный, машинальный жест рук, неловко зажатая под мышкой фуражка. Замешательство и смущение переданы живописцем с той же острой наблюдательностью и добрым юмором. Маковский и здесь выступает как прекрасный мастер композиции, режиссер, умеющий проследить логическую закономерность происходящего действия. Привлекают в этой картине и ее живописные качества, на которых сказалась большая работа художника на пленэре. Светлая легкая колористическая гамма построена на сочетании мягких нежно-голубых, желтых, серых, розовых красок. Этот тонкий, изысканный цветовой строй как нельзя лучше передает пронизывающее картину настроение поэтической, светлой радости, искренности и молодости. Если первая комната, где происходит действие, погружена в мягкий полумрак, то вторая - залита теплым солнечным светом.

В.Е. Маковский. Ночлежный дом

В.Е. Маковский. Ночлежный дом

В совершенно другом эмоциональном ключе написана картина «Ночлежный дом» (1889) - одно из оригинальных по замыслу и значительных произведений Маковского. Пожалуй, до него никто из русских художников не показывал так обнаженно, остро и откровенно жестокую правду о существовании нищих, людей, из-за социальной несправедливости опустившихся на дно жизни. Мастерски, свободно, очень продуманно и умело построена многофигурная композиция картины, на которой изображена уходящая вглубь заснеженная улица, заполненная толпой бедняков, ожидающих ночлега. Художник прекрасно передал разнообразие типов и индивидуальностей собравшихся, объединенных несчастьем, нищетой и тем бедственным положением, в какое они попали. Но каждый из них по-своему переживает тяжелое состояние. Очень выразительны фигуры переднего плана: съежившейся от холода понурой старушки с муфтой; молодого человека в рваной одежонке, безуспешно старающегося согреть собственным дыханием озябшие руки; другого молодого человека в накинутом на плечи платке, нетерпеливо прыгающего на месте в надежде отогреть окоченевшие ноги. И дальше, вдоль дома, видны прислонившиеся к стене жалкие фигуры ждущих людей. Глубокое сострадание вызывает женщина со скудно одетой девочкой, горько плачущей от пронизывающего холода и мучительного голода. Совсем иначе охарактеризован художником спокойно сидящий на каменной тумбе крестьянин, возможно, приехавший в город на заработки и оказавшийся без крова. Наибольшее же внимание зрителя привлекает держащий папку с рисунками старик в шляпе, у которого прикуривает скорчившийся оборванец. От холода его высокая фигура сгорбилась, он полуодет, из худых башмаков видны голые ноги. Лицо старика сохраняет еще следы интеллектуальной жизни.

Построение композиции картины с уходящей вглубь улицей, с теряющимися в морозном воздухе очертаниями домов акцентирует ощущение бесконечности, нескончаемости страданий обитателей ночлежного дома.

Вторая половина 1890-х годов характерна началом нового революционного подъема, что существенным образом сказалось на развитии русской культуры этого периода, в частности на литературе и искусстве. Художники, как и писатели, создают образы новых положительных героев, все чаще и чаще ими становятся люди труда, сильные и волевые, нарастает их интерес к революционной интеллигенции. Мимо этой тенденции времени не прошел и Владимир Маковский. Еще в середине семидесятых годов он начал картину «Вечеринка», которую завершил лишь двадцать лет спустя, когда ее идейный замысел выкристаллизовался, созрел и обрел ясную и четкую художественную форму. Он изобразил в ней предельно скромно обставленную комнату, в которой под видом веселой вечеринки, конспиративно собралась небольшая компания революционно настроенной студенческой молодежи. Вся комната погружена в полумрак. Теплый желтоватый свет спускающейся с потолка керосиновой лампы падает на взволнованные, возбужденные горячим спором лица собравшихся. В центре внимания этого маленького кружка - молодая девушка курсистка, к чему-то страстно призывающая с пристальным вниманием слушающих ее товарищей. По-разному реагируют на ее слова присутствующие: у одних они находят горячий ответный отклик, как, например, у стоящего за спиной девушки студента, у других вызывает недоверие, а третьих заставляет глубоко задуматься. В картине господствует настроение эмоциональной взволнованности, молодого задора. Это состояние подчеркивает и цветовой строй полотна с его напряженной коричнево-красноватой цветовой гаммой. «Вечеринка» свидетельствует о прекрасном знании художником той среды, которую он, изображает, о его умении идти в ногу со временем, отражать в своем творчестве актуальные темы жизни современного ему общества, о непоколебимой его симпатии к демократическим идеям передовой русской интеллигенции. Определенная идейная линия в творчестве Маковского, четко наметившаяся еще в таких ранних работах, как «Осужденный», продолжается и в произведениях, созданных им в начале XX века. Нарастающее революционно-демократическое движение, наметившееся накануне первой русской революции 1905 года, обострение борьбы народных масс за свои права не могли не найти в творчестве художника своего отражения. Верный принципам передвижничества, главнейший из которых - идейная направленность творчества, Маковский был всегда в числе передовых его членов, которые быстро откликались на важнейшие политические события, происходившие в русском обществе. К числу его наиболее значительных работ, написанных в начале века, относятся: «Ходынка» (1901), «Допрос революционерки» (1904), «9 января 1905 года. Васильевский остров» (1905) я другие. Последняя особенно ценна тем, что Маковский, будучи непосредственным свидетелем трагического события - расстрела мирной демонстрации 9 января 1905 года, - создал произведение необычайной впечатляющей силы. В русском искусстве это одна из лучших работ на эту тему. Маковский сделал большое количество зарисовок, набросков, которые были им целиком использованы при написании картины. Запечатлен очень сложный психологический момент, когда первые, неожиданно прозвучавшие выстрелы солдат и первые убитые и раненые резко изменили настроение шедших с мирными целями демонстрантов. Поколебалась их вера в царя-батюшку и надежда на удовлетворение справедливых требований. Люди охвачены смятением, растерянностью, гневом, страхом. Огромной впечатляющей силы достигает художник в изображении центральной фигуры стоящего на переднем плане старика, с вызовом и гневом обнажившего свою грудь навстречу выстрелам. Очень выразительны и фигуры женщин, упавших на колени, как бы молящих о пощаде. Подлинную трагичность придают сцене лежащие тела убитых и раненых, пятна крови на снегу. Перспектива уходящей в глубь картины улицы создает впечатление бесконечно движущейся навстречу гибели массы мирных людей, несущих флаги, церковные хоругви. Картина «9 января 1905 года. Васильевский остров» прозвучала как гневный протест против кровавых преступлений царского правительства. Из-за своего разоблачающего характера, направленного против самодержавия, картина ни разу не была экспонирована на выставках. Лишь после Октябрьской революции, в 1922 году, она впервые была показана на выставке произведений группы передвижников.

Революционные события 1905 года глубоко потрясли Россию, наложили отпечаток на различные стороны общественной жизни страны, сказались они и на развитии творческой мысли русских художников. Члены Товарищества передвижников, в том числе В.Е. Маковский, составили письмо-воззвание, в котором они писали: «Можем ли мы, художники, оставаться безучастными свидетелями всего происходящего вокруг нас, игнорируя трагическую картину действительности и замыкаясь от жизни лишь в технических задачах искусства, единственной области, свободной от репрессий цензурного усмотрения?.. Нет, мы, как художники, по натуре своей воспринимая впечатления от жизни во всех ее разнообразных проявлениях, с особенной ясностью видим всю силу бедствий, переживаемых родиной, и глубоко чувствуем опасность, грозящую нам еще неизмеримо большими бедствиями... Мы присоединяем наш горячий голос к общему хору нашей искренней мужественной интеллигенции, видящей мирный исход из гибельного современного положения только в немедленном и полном обновлении нашего государственного строя...» Однако эти надежды не оправдались. После поражения первой русской революции наступил период тяжелейшей реакции. Часть художественной интеллигенции отошла от актуальных проблем современной жизни, проповедуя субъективизм, индивидуализм, пессимизм, многим работам стал присущ отвлеченно-символический характер. Однако в типичной для этого периода острой идеологической борьбе между различными художественными направлениями художники-демократы в своем творчестве сохраняют высокие общественные идеалы, гуманизм, гражданский пафос, а реалистические традиции находят в их произведениях свое дальнейшее развитие.

В этот сложный период лучшие представители реалистического бытового жанра сберегли боевые традиции искусства передвижников 1870-х-1880-х годов. По-прежнему художники этого направления отображали важнейшие события современной жизни, происходящие социальные изменения, показывали жизнь пролетариата, крестьянства, революционную борьбу народа. Однако жанровая картина в предоктябрьский период в значительной мере свидетельствует об измельчении содержания, утрате широты и цельности в охвате темы, в трактовке образа человека. Творчество Маковского, в эти годы уже немолодого художника, сохраняет свою демократическую и критическую направленность. По-прежнему переживания, страдания простого человека в центре внимания художника. Правда, поздние работы Маковского хотя не поднимаются до той обличительной идейной высоты, которая была присуща произведениям периода расцвета творчества, и зачастую малозначительны по теме, однако и в них художник проявляет себя великолепным рассказчиком и тонким знатоком человеческой психологии («Школьные товарищи» (1909), «Последняя ступень» (1911), «Приживалка» (1912), «Ожидание аудиенции» (1904), «На солнышке» (1885-1914) и другие). Вплоть до смерти в 1920 году он продолжал неустанно трудиться в меру своих сил и возможностей. Работы последних лет жизни - «Новое время», «У городской столовой».

В 1918 году, получив пенсию, Маковский покидает Академию художеств, с которой его связывала многолетняя педагогическая деятельность, начавшаяся еще в 1894 году. Прекрасный требовательный педагог, он воспитал многих будущих советских художников, в том числе Е.М. Чепцова, И.В. Космина, Ф.А. Модорова.

Творческое наследие Маковского велико и значительно. Принадлежа к лучшим представителям художников-передвижников, Маковский никогда не был пассивным созерцателем жизни, он активно боролся за лучшие демократические идеалы, утверждал в своих произведениях правду жизни, боролся за пробуждение в людях чувства собственного достоинства, гражданского долга, свободы. Развивая неустанно реалистические традиции русского искусства, Владимир Егорович Маковский тем самым стал одним из участников создания фундамента советского изобразительного искусства.


Биография Маковского Картины Маковского

Литература: Владимир Маковский. С. Петрова. "Изобразительное искусство". Москва. 1972.