Франческо Гварди
1712-1793

В то время, как во всей остальной Италии наступает явный упадок искусства, в Венеции XVIII века, продолжающей сохранять свою государственную самостоятельность, еще блещет целая плеяда ярких и своеобразных мастеров. К числу наиболее выдающихся среди них принадлежит и Фрайческо Гварди - один из лучших колористов всего XVIII столетия. Виды родной Венеции становятся основной темой его творчества, Не заботясь о строгой точности в воспроизведении деталей, он обогащает пейзажную живопись всеми достижениями своего виртуозного колористического мастерства, стремясь прежде всего к воссозданию общего эффекта, передаче света и воздуха, и достигает необычайной трепетности и одухотворенности всей живописной поверхности картины. В Национальной галерее Лондона хранится целых шестнадцать полотен этого замечательного мастера, среди которых одним из красивейших является вид с лагуны на Дворец дожей, с его как бы тающими в воздухе силуэтами зданий.

Дворец дожей. Венеция (Холст, масло. 0,580x0,764)

Франческо Гварди. Дворец дожей. Венеция

Гварди - венецианец по рождению, по основному месту работы, по неразрывной связи с традициями этой школы. Его пейзажи покоряют зрителя. Гварди занимает особое место в этом жанре живописи. В XVIII веке особенно большим успехом пользовались так называемые «ведуты», то есть обширные панорамы, воспроизводящие прославленные архитектурные памятники Венеции. Но Гварди ведет зрителя в уютные закоулки, известные лишь местному жителю, и вместе с ним любуется непрерывной изменчивостью освещения при влажном венецианском воздухе, теплым тоном старых камней, создающих живую игру света и теней. Человеческие фигурки в пейзаже не сгруппированы в жанровые сценки, они - часть зрительного образа. Их расположение, такое естественное, отмечает в то же время пространственные отношения, а цвета одежд, обозначенных лишь смелыми уверенными мазками, усиливают звучность общего золотистого тона.

Вид венецианского дворика (Холст, масло. 0,38x0,26)

Франческо Гварди. Вид венецианского дворика