Фра Филиппо Липпи
1406(?)-1469

Филиппо Липпи, бывший в молодости монахом, но бросивший монастырь для жизни, полной приключений, стал одним из самых известных и привлекательных художников раннего Возрождения. В его живописи нет величавой монументальности Мазаччо, его старшего современника, но в каждом его изображении, в каждом предмете, им нарисованном, чувствуется детское восхищение перед богатством и красотой открывающегося его глазам мира. Этим настроением пронизаны и все его религиозные картины, в которые художник с наивной непринужденностью вводит различные бытовые подробности, превращая евангельские сюжеты чуть ли не в жанровые сцены. Таково его прелестное «Благовещение», где юная белокурая мадонна в розовом платье и синем плаще принимает небесную весть от мальчика-ангела со сверкающими золотыми крыльями. Мадонна сидит на стуле в открытой лоджии, откуда ведут ступеньки в ее спаленку и виднеется кровать, застланная парчовым одеялом. Перед лоджией - маленький садик с дорожками и густой травой, усеянной цветами, среди которых преклоняет колена ангел, поддерживая левой рукой свой широкий розовый плащ. Особенно чарует тонкий колорит картины. Вместо больших локальных пятен цвета, как у Джотто и Мазаччо, или более дробной пестроты многих своих современников, Филиппо Липпи создает гармоническое живописное целое, заставляя звучать богатые и мягкие аккорды, объединенные нежными переходами и полутонами. Написанная для Козимо Медичи, постоянного заказчика Филиппо Липпи, эта картина долгое время считалась работой Учелло. До самой середины XIX века она хранилась в палаццо Рикарди во Флоренции и была куплена для Национальной галереи в 1861 году.

Благовещение (Дерево, масло. 0,68х1,52)

Фра Филиппо Липпи. Благовещение