Фра Беато Анжелико
1387-1455

Фра Беато Анжелико, художник-монах, всю свою жизнь проведший в доминиканском монастыре, который он разукрасил своими фресками, - это одна из самых светлых и радостных фигур раннего Кваттроченто. Сохранив в своем наивно-религиозном творчестве многие черты средневекового искусства, Фра Анжелико остался по существу чужд великим реалистическим завоеваниям своего времени.

И все же дух этого времени сказывается в его живописи тем светлым ликующим мироощущением, которое пронизывает все его произведения. Чудесный колорист, сохранивший традиции средневековой миниатюры, Анжелико рассыпает перед зрителями нежные розовые, голубые, малиновые, сиреневые краски, сочетая их с обильной позолотой. Мало заботясь о реальной перспективе, художник располагает свои фигуры не вглубь, а вверх, одна над другой, но движения и позы персонажей переднего плана живы и естественны, а миловидные юные лица в обрамлении белокурых волос полны привлекательности. Наивное, ясное, лирически-нежное искусство Анжелико кажется во многих отношениях анахронизмом на фоне современной ему флорентийской живописи, и в то же время оно является необходимым звеном в цепи общего развития искусства итальянского Возрождения, перекликаясь с образами Филиппе Липпи, Беноццо Гоццоли и даже Перуджино и раннего Рафаэля. «Христос во славе» был написан около 1435 года. Изображение это является центральным в ряду из пяти небольших картин, составляющих так называемую «пределлу» или нижнюю часть алтарного образа, выполненного Фра Анжелико для монастыря св. Марка. Четыре остальных панно пределлы также как и это, находятся в Национальной галерее в Лондоне.

Христос во славе (Дерево, темпера. 0,32x0,73)

Фра Беато Анжелико. Христос во славе