Эмануэль де Витте
1617-1692

Творчество Витте характерно для второй половины XVII века. Проблема освещения, переданного градациями света и тона, достигла у него утонченного разрешения. Мастерство Витте проявилось в изображении церковных интерьеров и открытых пространств. «Рынок в порту» уводит зрителя далеко от приятной занимательности Аверкампа. Словно одним взглядом окидывает художник всегда разнообразную, всегда повторяющуюся жизнь порта, когда в раннее хмурое утро вернулись рыбаки с ночной ловли. Все в движении, у всех свои заботы. На первом плане торговка предупредительно показывает свой товар покупательнице в зеленой кофте. Каждый уголок картины, взятый крупным планом, мог бы стать жанровой сценой или натюрмортом, но художник направляет зрителя не к бытовым подробностям. Его самого влечет морская даль, серая поверхность холодного моря, по которому скользят скупые отблески редких просветов, оживляющие сизое облачное небо. Хмурое небо и неприветливое море в пейзажах Витте и других голландских художников типичны для природы их родной Голландии. В суровости такого пейзажа иногда усматривают и отражение душевной трагедии художника, покончившего жизнь самоубийством (ему нечем было заплатить хозяину, выгонявшему его из дома). Причины смерти художника носят социальный характер: к концу XVII века художественные вкусы верхушки буржуазии изменились, ей перестали нравиться скромные пейзажи родной страны и жанровые сцены.

Рынок в порту (Дерево, масло. 0,61x0,75)

Эмануэль де Витте. Рынок в порту