Бернардино Пинтуриккио
1454-1513

Одним из самых привлекательных художников позднего Кваттроченто был Бернардино Пинтуриккио. Он учился у Фиоренцо ди Лорендо и некоторое время работал с Перуджино. В ранних его работах заметно влияние Перуджино и умбрийской школы живописи. Позже он работает в Риме и Сиене. Наиболее известны его монументально-декоративные росписи в Сикстинской капелле в Ватикане, в церкви Санта Мария дель Пополо в Риме, в сиенской библиотеке Пикколомини. Бернардино Пинтуриккио - прекрасный рассказчик. Свои живые и красочные сцены он насыщает массой занимательных подробностей, а под видом библейских и легендарных персонажей с увлечением показывает нам своих современников. Иногда он изображает сценки, близкие к народной жизни и передает их с наивной занимательностью. В Национальной галерее хранится его любопытная фреска, переведенная на холст, изображающая возвращение Одиссея к Пенелопе. Под кистью Пинтуриккио величественный гомеровский эпос обращается в изящную новеллу в духе Бокаччо. В небольшой комнате за ткацким станком сидит верная Пенелопа в голубом декольтированном платье. Перед ней толпятся женихи, разодетые, как франты конца XV века, а в дверях можно увидеть самого Одиссея с посохом в руке, возвращающегося домой после долголетнего отсутствия. Через большое окно, находящееся в глубине комнаты, открывается морская даль, где качается на волнах корабль Одиссея, всплывают сирены и виден остров волшебницы Цирцеи. Все эти детали, требующие внимательного рассмотрения, повествуют о приключениях Одиссея во время его странствий. Фреска эта была создана для палаццо Пандольфо Петруччи в Сиене и входила в общую серию росписей на античные сюжеты, которую Пинтуриккио выполнил вместе с Синьорелли. Почти все фрески были переведены с дерева на холст в 1844 году и тринадцать лет спустя приобретены Национальной галереей в Лондоне.

Возвращение Одиссея (Фреска, переведенная на холст. 1,25x1,52)

Бернардино Пинтуриккио. Возвращение Одиссея